• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Депутаты предложили более жестко контролировать отчеты госкомпаний по закупкам

Они хотят, чтобы малый бизнес имел реальную возможность участвовать в госзакупках.

Согласно закону «О контрактной системе» (№ 44-ФЗ) обязательная доля участия малого и среднего бизнеса в госзакупках составляет 15% от общего годового объема закупок заказчика. Однако на деле он не исполняется, говорят и эксперты, и сами предприниматели. Часто организаторы конкурса, объявляя закупки, намеренно проводят их некорректно, а потом признают процедуры несостоявшимися и контракты с «малышами» не заключают. В своих отчетах они тем не менее учитывают сумму тендера (мол, закупка у малого бизнеса совершена) и таким образом увеличивают долю заказа, приходящегося именно на малый бизнес, – но только на бумаге. Депутаты решили пресечь эти злоупотребления и несколько дней назад рекомендовали нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, согласно которому при расчете доли малых предпринимателей в годовом объеме закупок заказчика будут засчитываться только те закупки, по результатам которых были заключены контракты. Документ внесли депутаты из комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Если закон будет принят, он вступит в силу со дня его официального опубликования. По данным «Интерфакса», проанализировавшего данные аналитической системы «СПАРК-маркетинг», в 2014 г. государственные закупки в России снизились на 10% до 5,44 трлн руб., или до 7,7% ВВП. При этом средняя доля малого бизнеса в госзаказах сейчас не выше 10–11%, заявил в июне советник председателя федерального межотраслевого совета «Деловой России» Сергей Варламов. Как писали ранее «Ведомости», когда квота в 15% только вводилась, многие госкомпании сомневались в том, что смогут соблюсти новые требования. Так, по словам представителя «Росатома», в 2014 г. доля малого и среднего бизнеса в общих закупках предприятий атомной отрасли составила около 13% (сумма заключенных договоров – более 54 млрд руб.), а в 2013 г. – 11%. РЖД на закупки у малого и среднего бизнеса два года назад потратила 40 млрд руб. (менее 5% закупок), сообщил представитель госмонополии. А вот у «Русгидро» за три квартала 2014 г. доля договоров с малым и средним бизнесом оказалась даже выше уровня квоты – 18%.  Обойти новые правила, а именно требование включать в отчеты только те компании малого и среднего бизнеса, с которыми заказчики в реальности, а не на словах заключили контракты, можно будет с такой же легкостью, как и прежде, считает Дмитрий Несветов, член совета московского отделения «Опоры России». Многие организаторы госторгов и раньше вписывали в отчетность аффилированные с компанией-исполнителем малые предприятия, и сейчас им ничего не помешает продолжить это делать. Иными словами, те механизмы, которые предлагают депутаты, хоть и ужесточат в какой-то степени контроль, но не будут способствовать массовому вхождению в сферу госзакупок «малышей». Что же касается ответственности, то как раз ее и не помешало бы прописать в законе, говорит Несветов: например, в виде штрафов. «До сих пор я не слышал ни одного случая, когда бы заказчиков как-то наказывали за несоблюдение квоты или подтасовку результатов закупок», – замечает он.

http://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/09/30/610807-kontrolirovat-otcheti-goskompanii