• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История

Свою историю Институт по ресурсному обеспечению управления закупками и продажами для государственных и муниципальных нужд им. А. Б. Соловьева ведет с момента создания его первого и основного подразделения: Института подготовки кадров для системы государственных закупок (Институт госзакупок), который был создан в рамках Государственного университета — Высшей школы экономики 4 февраля 1998 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1162 от 12.09.97 как головная учебная и координирующая организация в системе подготовки кадров для государственных закупок.

Создание Института госзакупок стало закономерным этапом развития новой конкурсной системы госзакупок, формирующейся с момента вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". Любые масштабные государственные преобразования вряд ли возможно быстро и успешно проводить при отсутствии специально подготовленных и квалифицированных кадров. Для решения проблемы становления системы государственных закупок Правительство Российской Федерации приняло указанное выше постановление "О подготовке специалистов по организации и проведению торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд". Этим документом, в частности, установлено, что Высшая школа экономики является головной организацией по подготовке и переподготовке специалистов по организации и проведению торгов и конкурсов на закупку продукции для государственных нужд. На Высшую школу экономики были возложены обязанности по разработке программ обучения, учебно-методических материалов, подготовке преподавателей, а также специалистов для федеральных органов исполнительной власти.

Идеологом и создателем системы подготовки кадров для проведения государственных закупок стал директор Института Александр Борисович Соловьев – крупныйспециалист в области государственного и муниципального заказа и блестящий преподаватель, воспитавший огромное число специалистов и профессионалов для системы госзакупок.

Закончив в 1976 году Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Александр Борисович прошел путь от рядового бухгалтера до финансового директора крупнейших совместных предприятий и филиалов известных международных компаний (Ernst & Young Внешконсалт, Arthur Andersen, IBM, VOLVO).

Без преувеличения можно сказать, что именно благодаря Александру Борисовичу, его энергии и оптимизму, успешно стартовала вся система подготовки кадров для отечественных государственных закупок.

Он привлек к работе в Институте признанных специалистов в области организации сферы обращения – прежде всего, это были разработчики законодательной базы и сотрудники российских и международных организаций, которые уже хорошо знали, что такое конкурсы и аукционы. Был подготовлен документ «Профессиональные требования к специалистам по государственным закупкам», на основе которого стали разрабатываться учебные программы. И, как и при создании самой Высшей школы экономики, первой задачей оказалась подготовка самих преподавателей. В рамках гранта Всемирного банка началась подготовка первых преподавателей. После трехмесячного обучения те, кто владел иностранными языками, поехали на стажировку в Международный учебный центр Международной организации труда, являющейся подразделением ООН. В первом выпуске был 51 человек из вузов разных регионов. Осенью 1998 года было дополнительно набрано еще около 70 преподавателей. Статус головного центра обязывал заботиться о развитии всей системы подготовки специалистов в данной области в стране, и параллельно с подготовкой преподавателей началась организация региональных центров по подготовке специалистов.

Александр Борисович ушел из жизни 12 марта 2001 года, в октябре 2001 года Ученый совет НИУ ВШЭ присвоил Институту госзакупок почетное имя первого директора – Александра Борисовича Соловьева, которое он носит и по сей день.

В июле 2004 года в целях развития содержательных направлений деятельности по обеспечению ресурсами системы государственного и муниципального размещения заказа был создан Институт по ресурсному обеспечению управления государственными и муниципальными закупками и продажами, в который, как структурное подразделение, вошел Институт госзакупок. Институт по ресурсному обеспечению управления государственными и муниципальными закупками и продажами по приглашению руководства университета возглавила Ирина Владимировна Кузнецова.



Кузнецова И.В. принимала активное участие в образовательном процессе, уделяя особое внимание качеству образовательных программ в сфере закупок, организовала работу по разработке Требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы «Управление государственными и муниципальными заказами» в целях осуществления единой государственной политики в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов по управлению, размещению, исполнению и обеспечению государственных и муниципальных заказов. Институт первым в России получил лицензию на право ведения образовательной деятельности по  дополнительной профессиональной образовательной программе «Управление государственными и муниципальными заказами» (распоряжение Рособрнадзора от 29.01.2007 №151-05).

Под руководством Кузнецовой И.В. Институтом было реализовано более 60 проектов в области государственных и корпоративных закупок, в том числе международных. К числу заказчиков таких проектов относятся: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,  Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, Главная военная прокуратура, Фонд социального страхования, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральное Государственное учреждение культуры «Государственный Кремлевский Дворец», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ФГУП РАМИ «РИА Новости», ФГУП «Охрана» МВД России, ОАО «ПО «Севмаш», ОАО «Ростелеком», ОАО «РВК» и другие.

Являясь автором большого количества публикаций в сфере закупок, Ирина Владимировна была идеологом создания профильного нормативно-аналитического журнала, цель которого - формирование объективного и компетентного нормативно-аналитического пространства по управлению, размещению и обеспечению государственных и муниципальных закупок. В 2005 году Кузнецова И.В. реализовала идею издания журнала, выступив его главным редактором. С тех пор с периодичностью 4 номера в год выходит Журнал "Госзаказ: управление, размещение, обеспечение", учредителем которого является НИУ ВШЭ. На страницах журнала обсуждаются и освещаются изменения законодательства, регламентирующего закупочную деятельность, рассматриваются актуальные проблемы, с которыми сталкиваются государственные и муниципальные, а также корпоративные заказчики на практике, и возможные способы решения таких проблем, приводится обзор «лучших практик» эффективного и результативного использования ресурсов при осуществлении закупок, представлены результаты актуальных научных исследований в сфере закупок.

В 2007 году усилиями Кузнецовой И.В. в Высшей школе экономики на факультете государственного и муниципального управления была создана профильная кафедра управления государственными и муниципальными заказами для подготовки кадров для государственной службы в федеральных государственных органах, в государственных органах субъектов Российской Федерации, которая существует и по сегодняшний день.

Помимо организации работы в рамках Института, Ирина Владимировна организовала  масштабную работу, направленную на координацию и обеспечение информационно-методического сопровождения региональных центров по подготовке кадров в системе государственных закупок, в том числе, обеспечивая консультационную и методическую поддержку более 60 центров в организации учебного процесса по управлению закупками, в том числе в рамках программ «Управление государственными и муниципальными заказами» / «Управление государственными и муниципальными закупками», своевременное информирование о выходе новых нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с закупками для государственных и муниципальных нужд, разработку новых учебных и методических материалов.

Помимо координации образовательных центров системы государственных закупок, Ирина Владимировна организовала работу сообщества специалистов в области муниципальных и государственных закупок, при ее непосредственном участии в 2006 году была создана Межрегиональная общественная организация «Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам», которую Кузнецова И.В. возглавила. Созданная Ириной Владимировной Гильдия существует и сегодня, но уже в статусе общероссийской общественной организации.

За годы работы в НИУ ВШЭ Ирина Владимировна внесла неоценимый вклад в становление и развитие системы закупок нашей страны.

На сегодняшний день Институт продолжает образовательную и экспертную деятельность в сфере закупок, обеспечив систему закупок более чем 45 000 специалистов в сфере государственных и муниципальных, а также корпоративных закупок.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.