Кремль проверит работу Федеральной контрактной системы
Контрольное управление президента начнет ревизию работы новой системы
Фото: ИТАР-ТАСС |
Общественная организация "Безопасное Отечество" составила антирейтинг коррупциогенности в сфере госзакупок по итогам 2013 года. Его возглавили Чечня и МВД. В тройке региональных лидеров Чукотка и Дагестан, среди министерств — Минэнерго и Минздрав, за ними следуют Минтранс и Минкульт. В первой региональной десятке — Северная Осетия, Новгородская, Тюменская, Пензенская, Сахалинская, Томская и Московская области. Москва находится на 11-м месте, Санкт-Петербург — на 22-м.
За основу рейтинга за 2013 год составители взяли 2,4 млн торгов на сумму 5,4 трлн руб. и оценили их по шести критериям. Наибольшее число нареканий — в отношении сделок со снижением цены менее чем на 5%. В Чечне это 74% сделок, на Чукотке — 55%, в Дагестане — 52%, в МВД — 62%, в Минэнерго — 71%, а в Минтрансе — 61%.
"При конкурентной борьбе среднее снижение должно быть 10%, а то и 15%, — пояснил РБК руководитель "Безопасного Отечества" Виталий Зарудин. — Например, общая сумма таких закупок только в Санкт-Петербурге составила 253 млрд руб.".
Многие сделки прошли с единственным участником. "В торгах с единственной поданной заявкой и с допуском только одного участника не идет речи о конкуренции, а значит, и об экономии бюджетных средств. Такие торги чаще всего становятся результатом сговора между заказчиком и поставщиком", — рассказал Зарудин. По его словам, экономия бюджета только в Санкт-Петербурге могла составить около 25 млрд руб., "если бы закупки были более конкурентными".
Общая сумма торгов со снижением меньше 5% составляет 2,961 трлн руб. "Потенциальные потери бюджета только по этому критерию мы оцениваем в 290 млрд руб.", — говорит Зарудин.
Эти цифры не свидетельствуют о совершенных нарушениях законодательства в сфере госзакупок, но совокупность индикаторов может быть использована как основание для подозрения в коррупции, считает исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский. "Единственная поданная заявка или процедуры, допускающие только одного участника, могут как означать "заточенность" закупки под конкретного поставщика, так и говорить об особой закупочной ситуации — не для всей продукции существует развитый конкурентный рынок", — говорит он. Около 60% закупок стоимостью более 1 млрд руб. проходят с участием единственного поставщика. Например, у Федерального космического агентства просто нет выбора, заключает эксперт.
Огрехи старой системы должен был снять новый закон о ФКС. Предполагалось, что с его внедрением будут исключены такие контракты, как прошлогодний аукцион на покупку внедорожника Nissan Patrol в максимальной комплектации стоимостью 3,4 млн, что в полтора раза превышало бюджет деревни Харампур Ямало-Ненецкого округа на здравоохранение (2 млн руб.), выступившей заказчиком. Или заказ Дворца конгрессов в Стрельне под Петербургом на 15 кг черной икры, 6 тыс. устриц, 8 кг фуа-гра и другие деликатесы на 43 млн руб. В качестве требований к напиткам, в частности, указывалось, что ром должен обладать "красным оттенком роскоши". Во всех случаях торги отменили, а чиновников оштрафовали на 50 тыс. руб.
Но и в работе ФКС не все идет гладко, признают в Минэкономразвития. Малый бизнес сегодня практически не может участвовать в контрактной системе из-за длительных сроков расчетов с поставщиками, говорит директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов. Министерство предлагает сократить эти сроки до 30 дней для контрактов с компаниями малого и среднего бизнеса на сумму до 20 млн руб.
Первый проректор НИУ "Высшая школа экономики" Александр Шамрин вчера предложил исключить из ФКС закупки детского питания. По его словам, по новой системе социальные учреждения вынуждены использовать конкурс с ограниченным участием, в результате стоимость закупок возрастает на 15—20% относительно рыночной цены.
Сегодня контрольное управление президента начнет проверку реализации нового закона о ФКС, сообщила представитель управления Ирина Краснова на заседании Совета регионов по развитию ФКС в понедельник. Но возврата к старому закону о госзакупках не будет, говорят в Минэкономразвития. Замглавы Минэкономразвития Евгений Елин похвалил старый закон о госзакупках, но отметил, что "подошло время перейти на следующий этап". По его словам, "контрактная система даст возможность как минимум локализовать проблему" коррупции в госзаказе.
В 2010 году юрист Виталий Зарудин вместе с главой ассоциации охранных предприятий "Авангард" Дмитрием Жирковым уличили департамент потребительского рынка и услуг Москвы в организации тендера на охрану московских кладбищ в пользу определенных компаний. Они выиграли тендер, но поняли, что частным лицам бороться за прозрачность в госзакупках проблематично, и создали общественную организацию "Безопасное Отечество" для мониторинга нарушений в этой сфере.
Источник: РБК Daily