• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рынок тестирует «сорок четвёртый ФЗ»

О РОСТЕ ЧИСЛА НЕСОСТОЯВШИХСЯ ТОРГОВ, СНИЖЕНИИ БЮДЖЕТНОЙ ЭКОНОМИИ, ГОСЗАКУПКАХ У «МАЛЬКОВ» И ПРОЧИХ НЮАНСАХ ЖИЗНИ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ.

Собеседник «Новых Деловых Вестей» – Сергей Веденеев, министр экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций правительства Волгоградской области.

«НДВ»: – Сергей Игоревич, наше издание хорошо загодя готовило свою целевую аудиторию к введению нового закона о контрактной системе, разъясняло детали, акцентировало на изменениях. И вот – можно говорить о первых результатах апробации документа на практике. Каковы они?
Веденеев: – Результаты первых месяцев госзакупок по новым правилам достаточно чётко сформулированы на апрельском всероссийском форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ-2014». Собственно, обсуждение начала действия «сорок четвертого ФЗ» и было целью мероприятия, организованного «Опорой России», движением «Народный Фронт «За Россию», при поддержке Минэкономразвития, Минфинансов, ФАС, Счётной палатой РФ, под патронатом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Говорили о проблемах, возникающих перед государством и бизнесом на этапе реформирования и модернизации системы государственных закупок в Российской Федерации, искали пути их решения.
На деле с трудностями столкнулись все стороны процесса – заказчики, поставщики, уполномоченные структуры, органы контроля.
В разы увеличилось количество процедур определения поставщиков. Одновременно с этим сегодня публикуется большое количество извещений о закупках малого объема с низкой начальной максимальной ценой, которые неинтересны потенциальным поставщикам.
Затем. Если по ранее действовавшему «девяносто четвёртому ФЗ» заказчики могли заключать без проведения торгов контракты до 100 тыс. руб. в квартал, то есть до 400 тыс. руб. в год, с единственным поставщиком по каждой из 224 позиций номенклатуры товаров, работ, услуг, то сейчас они имеют право на аналогичные закупки лишь в пределах пяти процентов от общего объема закупок в год.
Большое количество торгов теперь признаются несостоявшимися из-за пресловутой «только одной поданной заявки». А рост несостоявшихся закупок влечёт за собой снижение экономии бюджетных средств на этом направлении. В целом по Российской Федерации экономия упала в четыре раза.
Аналогичная ситуация – и в Волгоградской области. По результатам закупок, проведенных региональным Минэкономики в первом квартале 2014 в интересах заказчиков нашего региона экономия бюджетных средств составила 83,7 млн. руб. или 3,02 % от общей суммы начальных максимальных цен контрактов по состоявшимся закупкам, в то время как за такой же период прошлого года достигнуты показатели в 202,6 млн. руб. или 11,82 % соответственно.
Есть трудности и у органов контроля. Там сотрудники вынуждены заниматься согласованием закупок у единственного поставщика по результатам несостоявшихся торгов, при том что количество последних, повторюсь, выросло с начала года во многие разы!
Сегодня в Госдуме проходит рассмотрение принятый в первом чтении законопроект о внесении изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ. Все участники контрактной системы надеются, что в его окончательном варианте учтут их пожелания и предложения, устранят недостатки только вступившего в силу закона.

– Отдельная тема – госзакупки у малого бизнеса. Можно ещё раз почётче о преимуществах для «мальков» в этой сфере?
– Преимущества прописаны в статье 30 этого же закона. Заказчики обязаны осуществлять не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом верхнего предела законом не установлено. Такие закупки идут через открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок, запросы предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. Информация о проведении закупки только с участием указанных лиц, должна отражаться заказчиками в извещении.

– Напомним читателям чёткие критерии попадания юрлица в разряд малого предпринимательства и закон, эти критерии регламентирующий?
– Условия отнесения к МП определены статьей 4 Федерального закона от 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Вот они. Их лучше опубликовать дословно.
• суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
• средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;
• выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должны превышать 400 млн. руб. (Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

– А другие преференции и нюансы, прописанные законодателем для малого бизнеса.
– Эта категория поставщиков поддерживается государством уже самим фактом отдельной закупочной процедуры. То есть процедуры, когда отбор победителя идёт только в среде малого бизнеса, и есть здоровая состязательность равных по производственным, технологическим и экономическим возможностям участников.
Государственные преференции субъектам МП касаются и размера обеспечения заявки при участии в конкурсах и открытых аукционах в электронной форме. Для субъектов малого бизнеса при закупках, объявленных непосредственно для них, размер обеспечения заявки не может превышать 2% начальной максимальной цены лота, в то время как во всех остальных случаях размер обеспечения заявки не может быть менее чем 0,5% и более 5% от того же показателя.

– Достаточно ли заявителю просто указать на принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям либо ему необходимо представить дополнительные документы?
– Достаточно. Представлять дополнительные документы не требуется. При осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций участник обязан декларировать в заявке принадлежность к одной из названных категорий (ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, документом, подтверждающим принадлежность является сама декларация. Необходимость представления иных бумаг Законом № 44-ФЗ не установлена. Позиция эта изложена также в Письме Минэкономразвития России N 7158-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/13590/14 от 04.04.2014.

– А если сравнить прежний закон о госзакупках и новый, по которому система работает с начала этого года, что принципиально изменилось для «мальков»?
– Теперь в Законе о контрактной системе предусмотрены два способа участия субъектов МП в закупках. Первый – путем их участия в определении поставщиков, установленными Законом способами. И второй – через привлечение субъектов МП к исполнению контрактов в качестве субпоставщиков (субподрядчиков, соисполнителей), что соответствует зарубежному опыту торгов. Заказчик при определении поставщика вправе потребовать такого «сопривлечения». С установлением нового правила значительно расширяются возможности участия в закупках малых предприятий.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков из числа субъектов МП включается в контракты. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков за неисполнение этого пункта. Развитие субконтрактных отношений целесообразно развивать при закупках высокотехнологичной, инновационной продукции и проведении научно-исследовательских работ.
Далее. Сняты все ограничения на перечень товаров, работ, услуг, в соответствии с которым заказчики обязаны осуществлять закупки в среде малого бизнеса. В прежнем законе таковой существовал.
Маркетинговые исследования показывают – малый бизнес представлен практически во всех отраслях, где размещаются государственные заказы на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Следовательно, установленный ранее Перечень товаров, работ, услуг, заказы на которые должны размещать государственные и муниципальные заказчики у субъектов МП, мог бы повлечь ограничение прав субъектов МП на участие в государственных и муниципальных закупках, и соответственно его отмена – верное решение.
Важно, что субъекты МП могут принимать участие не только в закупках, объявленных непосредственно для них, но и во всех остальных закупках на общих основаниях.
В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что с января 2014 г. полностью поменялось законодательство о закупках. Изменились требования к участникам закупок, к заявкам, которые они подают, к документам обязательно входящим в состав заявок. Так, например, при проведении электронных аукционов в заявке на участие обязательно должна быть указана страна происхождения товара. К сожалению, сегодняшняя практика показывает, что из-за того что заявки, подаваемые участниками не соответствуют предъявляемым требованиям, приходится отклонять большое количество заявок, закупки признаются несостоявшимися, заказчики остаются без необходимых им товаров, работ и услуг, а участники без финансовой выгоды.

http://ndwesti.ru/fascicle/2014/05/1078/187467/