Отрасль получит закон
Закончилось общественное обсуждение важнейшего для минпромторга законопроекта, определяющего вектор развития всей отечественной промышленности на годы вперед. Законопроект "Опромышленной политике в РФ" был опубликован на едином портале проектов нормативных актов 6 мая, и, по прогнозам, будет внесен в Госдуму не позднее июня.
Документ закрепляет весь спектр мер поддержки российских отраслей промышленности, о которых уже на протяжении многих месяцев говорил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Это и ограничение госзакупок иностранной техники, и существенное снижение процентных ставок по кредитам для эффективных предприятий, и специальные десятилетние контракты для инвесторов, защищающие от возможного ухудшения налогового климата, и создание фондов поддержки отдельных субъектов промышленности, которые будут финансироваться из федерального бюджета. Но обо всем по порядку.
По словам Глеба Никитина, первого заместителя министра промышленности и торговли РФ, прежде чем представить законопроект на общественное обсуждение, документ корректировали более пяти раз: "Мы работали активно и продолжительное время. В процессе согласования рабочая группа получила предложения от более чем 70 субъектов РФ. В обществе отчетливо сформировался спрос на этот закон, так как в последнее время отмечался спад роста производства в обрабатывающих отраслях промышленности.
Кроме того, ситуация осложнялась обострением отношений с зарубежными партнерами, возросла актуальность вопроса импортозамещения, особенно в сфере производства высокотехнологичной продукции и оборудования. Министр предложил меры по стимулированию промышленной деятельности, которые в большинстве своем являются новациями законопроекта. Он четко формулирует приоритеты государственной промышленной политики, делает ставку на развитие обрабатывающих промышленных отраслей".
Целая статья документа посвящена импортозамещению. Законопроект устанавливает приоритет промышленной продукции, произведенной на территории России, при закупках товаров для государственных и муниципальных нужд. Это касается и нужд отдельных видов юридических лиц.
Как ранее заявлял Денис Мантуров, средняя эффективная ставка по кредиту для предприятий обрабатывающей промышленности сегодня составляет 12 процентов годовых. После принятия закона о промышленной политике она должна быть не выше 4,5-5 процентов годовых. Предоставление субсидий промышленникам, а также предприятиям инфраструктуры прямо прописано в законопроекте. Финансовую помощь будут оказывать на конкурсной основе - выиграют наиболее эффективные компании.
Кстати, закон устанавливает и штрафы для тех производств или компаний, которые получили субсидии, но по истечении определенного времени не достигли заявленных при оформлении финансовой помощи результатов.
Оказывать поддержку промышленникам будут специально созданные фонды, которые планируют пополнять из федерального бюджета. Займы предприятия смогут получать на условиях, сопоставимых с теми, которые действуют в иностранных государствах. По словам Мантурова, первоначальный капитал фонда составит 30-50 млрд рублей. В будущем он будет пополняться на 5-10 млрд рублей в год.
Не исключает законопроект о промышленной политике и такой популярный механизм поддержки предприятий, как специальный налоговый режим для отдельных субъектов промышленности, индустриальных парков. Важнейшая мера поддержки, которую, как признался на заседании Общественного совета при минпромторге Глеб Никитин, в законопроект добавили не так давно, - специальный инвестиционный десятилетний контракт. Он может быть заключен на создание или освоение продукции, не имеющей аналогов в России; производство продукции, имеющей приоритетное значение для социально-экономического развития страны; создание и освоение производства на основе новейших направлений науки, техники, технологий и др.
Инвестор, подписывающий такой документ, получает налоговые льготы. Но самое важное в том, что до истечения срока договора инвестор защищен от изменений законодательства, влекущих за собой увеличение налоговой нагрузки или ужесточение требований к производству. Он также не пострадает от других нормативных актов, ухудшающих условия ведения бизнеса. Такая "оговорка" уже давно действует практически во всех азиатских странах. Учитывая, что в год Госдума принимает до 400 законов, а во всем мире показатель в 200 уже считается критическим, норма об инвестиционном контракте кажется весьма своевременной.
Отдельным пунктом в документе прописана поддержка экспортеров. Например, в виде страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков или предоставления государственных гарантий по обязательствам экспортеров. Для них предусмотрены повышение или понижение таможенных пошлин, если это не будет противоречить международным обязательствам страны.
Сами промышленники очень позитивно отреагировали на перспективу появления закона о промышленной политике. "Все эти меры позволят увеличить выпуск конкурентоспособной отечественной техники. Закон частично выравняет несправедливые условия для производителей в России, - рассуждает Евгений Корчевой, директор Ассоциации производителей сельхозтехники "Росагромаш". - Частично, потому что есть еще и неадекватные проценты банкам, цены на энергоресурсы и административные расходы".
"Раньше не было такого гражданского кодекса поведения и взаимоотношений между государством и производителем. Были отдельные подзаконные акты, ведомственные акты, технадзоровские акты, которые регулировали отношения. Но правила игры не были установлены. Минпромторг их пытается установить. Я думаю, что закон о промышленной политике будет этому очень способствовать, чтобы мы четко понимали, куда идем не только мы, но и наши дети, внуки, и на эту цель работали", - говорит председатель Общественного совета при минпромторге Андрей Зверев.
Особенно оценили грядущие меры поддержки те представители промышленности, которые не имеют своих отраслевых документов. Например, вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Андрей Фролов уверен, что принятие закона окажет положительное влияние на развитие лесного комплекса: "Ни одной госпрограммы для нас сейчас не существует". По словам Фролова, основными положительными моментами будущего закона являются возможность заключения инвестиционных соглашений на реализацию крупных проектов федерального и межрегионального значения и господдержка за счет фондов развития отраслей промышленности. "Фактически единственный документ, поощряющий инвестиционную деятельность в лесном комплексе, - постановление правительства РФ N 419 о приоритетных проектах в области освоения лесов, которое фактически не обеспечивает финансовой поддержки реально крупным проектам. Закон о промышленной политике позволит наконец реализовать масштабные проекты по строительству или реконструкции крупных ЛПК, в первую очередь в сфере целлюлозно-бумажного производства", - надеется Фролов.
Евгений Корчевой обратил особое внимание на перспективы создания государственной информационной системы, которая нужна для автоматизации процессов сбора и обработки данных, связанных с промышленностью. Как говорится в законопроекте, система должна содержать сведения о состоянии и прогнозе развития промышленности, субъектах промышленной деятельности, прогнозах и фактическом выпуске основных видов продукции, о прогнозе развития отраслей и другую информацию. Часть данных будет публиковаться в Интернете. "Ее давно пора создать. Система государственной статистики абсолютно не репрезентативна, а часто и ошибочна. Искаженные данные приводят к неверным решениям госорганов и инвесторов. Помню, как в начале 2000-х Герман Греф объяснил снижение темпов ВВП страны тем, что российские производители прекратили выпуск устаревших комбайнов", - отметил Корчевой. Создание новой системы позволит избежать таких досадных оплошностей.
"Российская Бизнес-газета" - Промышленное обозрение №948 (19)