Интервью: Две стороны госзакупки
Эксперт Национальной ассоциации институтов закупок Дeнис Балакин рассказал о том, как изменилась работа с госзаказом после вступления в силу нового закона. Закупки стали либеральнее, но новые права заказчиков могут обернуться проблемами поставщиков.
Что изменилось для компаний в процедуре получения заказа после вступления в силу нового закона о госзакупках?
— Новый закон огосзакупках (44–ФЗ) — это новая среда, которая требует адаптации. Даже когда есть преемственность норм по сравнению с 94–ФЗ, изменения могут существенно влиять на участников закупок. Для примера приведу ситуацию с электронными аукционами: требования к их проведению остались прежними, но изменились сроки уведомления об аукционах на сумму до 3 млн рублей. Теперь это 7 дней вместо 20. Ряд компаний на себе ощутили изменения — они не были готовы предоставить заявки и потеряли контракты. Раньше бюджетные учреждения были обязаны проводить закупки по 94–ФЗ (о госзакупках). Теперь закупки за счет внебюджетных источников (гранты или средства, полученные от приносящей доход деятельности) могут проводить по правилам 223–ФЗ (о закупках отдельных видов юридических лиц). Этот закон либеральнее и может открыть дополнительные возможности для поставщиков.
Сократился перечень банков, которые могут предоставлять гарантии, и все гарантии будут включать в реестр. Если по каким–то причинам (в том числе техническим) гарантия не будет внесена в реестр, заключить контракт не получится.
Чтобы не говорить слишком много о каждом нововведении, хочу обратить внимание на общую тенденцию нового закона — заказчики наделяются правами, которые позволяют во многих случаях принимать решения по своему усмотрению. Например, больше нет критериев, по которым оценивается обоснование сниженной цены. Нельзя исключать, что заказчики будут отказывать даже при отсутствии причин для отказа.
Какие этапы проходит компания от решения участвовать в тендере до получения заказа?
— В части этапов существенных изменений закон о контрактной системе не привнес. Как и ранее в 94–ФЗ, участники закупок должны подать заявку на участие и предложения о выполнении заказа. Если компания допускается к процедуре размещения заказа и побеждает, с ней также заключается контракт. При подписании контракта компания обязана предоставить дополнительные документы (например, банковскую гарантию, обоснование цены).
Изменились ли критерии выбора победителя тендера?
— Из нового закона исчезли такие критерии оценки заявок, как сроки поставки, срок предоставления и объем гарантий качества работ. Заказчики будут включать в контракты эти требования, но по ним не будут сравнивать заявки.
Помимо цены, стоимости обслуживания и качественных характеристик товаров, работ, услуг, которые были в 94–ФЗ, в законе о контрактной системе появились новые критерии оценки участников госзаказа: их квалификация и деловая репутация.
С применением этих новых критериев пока ясности нет: практика только начинает вырабатываться. Но уже очевидно, что здесь мы столкнемся с многочисленными нарушениями со стороны заказчиков, которые будут "затачивать" под конкретных участников требования к квалификации и деловой репутации.
"Деловая газета"Юг - новости Краснодарского края