• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Закон очень сложный, его надо изучать, а мы ленимся»

Пермское строительное бизнес-сообщество обсуждает новые законодательные инициативы в сфере госзакупок.

С 1 января 2014 года в действие вступил федеральный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Первые итоги его реализации в строительной сфере обсудили эксперты и представи­тели бизнес-сообщества. Организатором этого мероприятия выступила Пермская торгово-промышленная палата.
Сфера государственных и муниципальных закупок очень серьёзна, вызывает много во­просов как со стороны экспертного сообщества, так и со стороны бизнеса, отмечает директор Информационно-делового центра Пермской ТПП Юлия Боровых: «Многие надеялись, что закон не вступит в силу, но он работает уже пятый месяц, и заказчики могут проводить процедуры».
В части выполнения закупок одной из самых проблемных является строительная сфера. В законе №44 для определения поставщиков предусмотрены электронный аукцион и конкурс, на котором можно выбрать подрядчиков не только по цене, но и по квалификации.
Также введена новая процедура закупки — конкурс ограниченного участия. Он предусматривает установление квалификационных требований на этапе допуска. Согласно позиции Минэкономразвития и ФАС России, этот способ предусмотрен только для особо опасных, технически сложных объектов и автодорог, причём на сумму свыше 150 млн руб. для региональных и федеральных нужд и свыше 50 млн руб. — для муниципальных нужд.
Несмотря на наличие выбора, заказчики в сфере строительства в основном проводят электронные аукционы. С другой стороны, это соответствует пожеланиям надзорных органов. Об этом говорится, в частности, в апрельском совместном письме Минэкономразвития и ФАС России, которые разъяснили свою позицию по осуществлению закупок строительных работ.
Немало вопросов вызывает другая норма. Когда цена контракта падает более чем на 25% от начальной, участники должны перечислить организатору торгов залог в повышенном объёме либо предоставить банковскую гарантию на сумму, в 1,5 раза превышающую первоначально установленную в конкурсной документации. В этом случае, и тем более если одновременно компания участвует в нескольких конкурсах, возникает проблема привлечения финансирования.
По словам Юлии Боровых, до принятия нового закона рынок фальшивых банковских гарантий в сфере закупок «был огромен», и это — «колоссальная проблема». По разным оценкам, его ёмкость составляла 70—80%. Закон №44 устанавливает препоны организациям, которые выписывают фальшивки. В частности, ограничен перечень банков, которые могут выдавать гарантии для целей госзакупок. В Пермском крае всего 14 таких банков.
«Хотелось бы предостеречь участников закупок от обращения в фирмы, которые гарантируют 100%-ное участие. К сожалению, такого быть не может», — говорит эксперт и приводит в пример жалобы конкурентов, которые могут разрушить всю процедуру. Поэтому, советует Боровых, нужно обращаться к проверенным специалистам или обучаться этому самостоятельно.
Генеральный директор СРО НП «Строители Урала» Виктор Терентьев считает, что строительная отрасль имеет свою специфику. С этой целью возглавляемое им СРО инициирует обращение в правительство РФ, чтобы отдельным постановлением был принят документ, который учитывал бы особенности строительной отрасли на конкурсах.
Помощник и. о. руководителя Управления ФАС по Пермскому краю Алексей Зарубин отмечает, что с появлением нового закона количество жалоб как основного способа защиты участников госзакупок не уменьшается, а скорее увеличивается. В краевое антимонопольное ведомство на начало 2014 года их поступило более 600. Годовой прирост оценивается в 10—15%.
«По моему мнению, основные жалобы связаны с нежеланием бизнеса читать новые требования закона, а не с намеренным созданием барьеров для участников», — отмечает Зарубин. Он считает, что бизнес не учитывает новые требования к оформлению заявок, что, в свою очередь, порождает массовые отказы в допуске, отклонение заявок и как следствие, жалобы.
«Закон очень сложный, его надо изучать, а мы ленимся», — соглашается Виктор Терентьев.
Сейчас объективная информация о статистике закупок отсутствует, отмечает заместитель министра, начальник управления правового обеспечения министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Татьяна Мачихина. Но уже можно говорить, что ситуация не изменилась по объёмам, а количес­тво увеличилось в полтора раза. Идёт дробление заказов.
«Не секрет, что это уход от долгих процедур», — признаёт Мачихина. По признанию чиновницы, в силу своей деятельности она уже столкнулась с проблемами обоснования цены со стороны заказчика, что связано с новыми методами проведения расчётов.
Также сведения из заявок заказчики не всегда включают в контракт. Но министерство, по словам Мачихиной, в 90% случаев находит рычаги для воздействия на заказчика, чтобы он вносил необходимые изменения.
«О полномасштабной реализации закона №44 говорить рано, идёт этап становления. Видим из своей практики снижение количества закупок. Участники заняли выжидательную позицию», — рассказывает аудитор Контрольно-счётной палаты Перми Максим Ивлев. Он обращает внимание на то, что этот закон вступил в силу при уже принятых бюджетах.
«Да, произошла модернизация, да, изменения существенные, но говорить о том, что коренным образом ситуация изме­нилась, не могу. Существовавшие проблемы сохранились, новые ещё выявляются. Революции в сфере закупок не произошло», — полагает Алексей Зарубин.
Юлия Боровых считает, что новый закон «является проблемным» и имеет много недостатков, так как он разрабатывался в ускоренном оперативном режиме. Поэтому правительство РФ планирует его доработать. Изменения будут вноситься в течение года-двух. В частности, сейчас подготовлено несколько законопроектов.
Преподаватель регионального цент­ра подготовки специалистов для системы закупок НИУ «Высшая школа экономики» Анна Ковалёва отмечает основные проблемы, которые существуют и с которыми сталкиваются все стороны закупок, как заказчики, так и подрядчики. Это — отсутствие законодательной базы; сложность формирования планов-графиков; несоразмерная ответственность со стороны заказчика; коллизионность норм закона; нерабочий механизм антидемпинга в аукционах; сложность определения начальной цены контракта; неоднозначность точек зрения надзорных органов; подготовка кадров и юридическая поддержка; нерегламентированные срок подписания протокола и форма отказа от подачи окончательного предложения; некорректно прописаны случаи несостоявшегося запроса предложения; нерег­ламетированное количество экземпляров, в которых составляется итоговый протокол; не установлен состав информации, оглашаемый при вскрытии конвертов, то есть то, что именно объявляет комиссия.
Анна Ковалёва отмечает ещё одну немаловажную проблему. «Запрос предложений, применяемый в случае, если не состоится аукцион или конкурс, является одной из коррупционных про­цедур, потому что недостаточно поясняет порядок проведения запроса. Сама процедура неплохая, заказчик может применить дополнительные критерии отбора», — говорит эксперт.
Специалисты Пермской ТПП рекомендуют проводить запрос предложения только в экстренных ситуациях. По словам Юлии Боровых, заказчики проводят «неизвестные науке процедуры, именуя их запросом предложений». Она согласна с коллегой из «Вышки» и в том, что антидемпинговые меры не работают: «Они бьют по малому бизнесу, у которого зачастую не найдётся 20 тыс. руб. на обес­печение заявки, не говоря об усиленном контракте».
Кроме того, по словам Боровых, сейчас появилось много случаев применения схемы «Таран» в электронных аукционах. Эта схема заключается в том, что в торгах участвуют три аффилированные конторы, две из них — подставные, которые начинают снижать цену до самого предела. Спустя 10 минут после завершения аукциона открыта возможность сделать новую ставку, и в этот период своё предложение подаёт третья фирма. Но на этапе, когда произошёл торг среди подставных фирм, цена падает очень низко, то есть добросовестные подрядчики перестают торговаться.
«Такие случаи происходят ежедневно в любой отрасли и на любые суммы. Это очень мешает добросовестным подрядчикам получать государственные и муниципальные заказы. Этот механизм знают все, он вскрыт ФАС России. Реальных мер борьбы с ним нет», — сетует Юлия Боровых. По её информации, в Пермской ТПП создаётся рабочая группа по закупкам, сейчас её состав находится в стадии формирования.
http://newsko.ru/articles/nk-1609736.html