• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бизнесу придумали «черную метку»

Эксперты «Общественной думы» разработали законопроект о публичном реестре предпринимателей, имеющих не снятую или непогашенную судимость за мошенничество.

В условиях распространенной практики заказных дел и неправосудных приговоров это существенно усилит административное давление на бизнес. Общественные предпринимательские объединения готовы выступить с резкой критикой такого законопроекта. 
В ближайшее время комитет Госдумы по гражданскому, уголовному и арбитражному законодательству внесет законопроект, предполагающий создание реестра предпринимателей, имеющих неснятую или непогашенную судимость за мошенничество. Законопроект разработан экспертным советом «Общественной думы» (структура при «Общественной палате РФ»), а точнее, адвокатами компании «Налоговик», в основном выходцами из силовых структур. Они предлагают вести реестр осужденных за мошенничество предпринимателей на сайте ЕГРЮЛ. 
«Одним из условий ведения бизнеса в Российской Федерации является достаточная степень прозрачности и надежность предпринимательских отношений, поэтому, опубликование в реестрах информации о потенциальной опасности хозяйствующих субъектов, выступающих в качестве контрагентов, не может само по себе рассматриваться как наносящее ущерб их деловой репутации и а также чести и достоинству», - говорится в пояснительной записке к законопроекту. 
Предлагается вносить в ЕГРЮЛ сведения об осужденных предпринимателях, не возместивших ущерб государству или потерпевшим и имеющим не менее 25% доли в уставном капитале компании. Аналогичные сведения предлагается вести в реестре индивидуальных предпринимателей. 
Инициатива подается в качестве продолжения государственной политики по борьбе с отмыванием доходов, нажитых преступным путем. Напомним, что недавно Минфин выступил с предложением о ведении межбанковского реестра лиц, проводивших сомнительные финансовые операции (уклонение от налогов или отмывание незаконно полученных доходов). 
«Правительство не случайно реализует план по борьбе с отмыванием денег. За три года за рубеж утекло более 1,5 трлн рублей – говорит Дмитрий Липатов, партнер компании «Налоговик». - В прошлом году в финансовой сфере совершено 42 тысячи преступлений. Реестр позволит пресекать такие преступления. Недобросовестные клиенты не смогут менять один банк на другой. Более 90% операций по отмыванию денег проходят через банки. Но в то же время надо принять механизм, чтобы добросовестная компания не попала в такой список по ошибке банкиров». 
Сергей Варламов, член экспертного совета комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, который презентовал законопроект в «Общественной палате», убеждал, что инициатива о ведении реестра осужденных за мошенничество предпринимателей направлена на защиту бизнеса: 
«В отличие от идеи правительства вовсе запретить заниматься какое-то время предпринимательской деятельностью осужденным за мошенничество, мы предлагаем просто информировать о преступниках, - говорит соразработчик законопроекта. - Спрос со стороны бизнеса на это есть. Масса недобросовестных предпринимателей открывают и закрывают фирмы, и порядочные бизнесмены просто не знают, с кем стоит иметь дело, с кем нет. Этот список позволить защитить и права рядовых потребителей. Например, гражданин, который захочет купить квартиру, сможет посмотреть, есть ли учредители строительной компании-продавца в этом списке или нет. Если есть, он насторожится». 
Законопроект предполагает размещать сведения о непогашенной судимости в течение пяти лет. Представитель «Связьбанка» предложил и вовсе снять ограничение по времени. По его мнению, о мошенниках должны все знать пожизненно. С ним согласен Диас Асанов, уполномоченный по соблюдению правовых норм компании «Сименс». 
«При проверке контрагентов мы бы хотели получать информацию и о нарушениях ими антимонопольного законодательства, санитарного, противопожарного и других», - говорит Диас Асанов. 
«Вообще наша цель раскрыть как можно больше информации о недобросовестных контрагентах. Но посмотрим, если примут законопроект об обязательном раскрытии данных об осужденных за мошенничество, дальше будем расширять список статей уголовного кодекса для этого реестра», - поддержал идею Сергей Варламов. 
Сергей Шугаев, член комитета Совета федерации по бюджету и финансовым рынкам предложил обратить внимание на соблюдение гуманности и презумпции невиновности: 
«Как эта инициатива сочетается с презумпцией невиновности? То есть человек отбыл наказание, а «черный список» будет по сути для него повторным наказанием. У нас много случаев ошибочных приговоров. Например, застройщики привлекли дольщиков, а потом стройкомпании администрация необоснованно обязала строить помимо домов и дороги, и объекты соцкульбыта. Они не справились, дольщики пострадали, компании разорились. Формально вроде мошенничество, уголовные дела завели. Но реально – издержки административного давления на бизнес. А по логике законопроекта им еще и верить нельзя будет пять лет», - говорит Сергей Шугаев. 
«В США в интернете наведите на любой дом – и получите всю информацию о правонарушениях его владельца, - возразил Дмитрий Липатов. - Там такие списки успешно действуют и помогают предпринимателям не ошибиться при выборе контрагентов». 
«Но у них действует система адаптации, - спорит Сергей Шугаев. - Отбывшего срок устраивают на предприятие. И вообще, у нас все юридические лица занимаются обналичкой. Во всяком случае, в строительстве, производстве. Теоретически их всех можно привлечь за уклонение от уплаты налогов, за мошенничество. Почти вся экономика в офшорах! Поэтому мы рискуем получить толпы безработных бывших предпринимателей. Нам, наверное, надо на пятьдесят лет вперед просчитывать последствия. Инициатива интересная. Но может, следует не предпринимателей ловить, а изымать у них инструменты для правонарушений». 
Похоже, что органы власти с воодушевлением воспримут идею создания «черного списка» предпринимателей. Во всяком случае Сергей Андреев, заместитель начальника правового управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора России не только одобрил инициативу, но предложил и добавить в будущий «черный список» осужденных и по другим статьям уголовного кодекса. 
«Мы инициативу одобряем, но предлагаем расширить список и включить в него осужденных по 193-й статье – за уклонение от репатриации денежных средств, - говорит Сергей Андреев. - У нас сплошь и рядом выводят деньги за границу, делая якобы авансовые платежи своим же офшорным фирмам. Потом продукция не поставляется или поставляется по подложным документам». 
Готов поддержать идею «черного списка» и Минфин: 
«Мне эта инициатива нравится, - говорит Андрей Буцкин, советник отдела банковской деятельности министерства финансов. – Более того, мы разрабатываем законопроект, который позволит банкам получать сведения о директорах компаний за последние пять лет его деятельности до назначения на должность».  
Однако представители предпринимательских объединений отнеслись к законопроекту настороженно: 
«Крупный бизнес и так имеет выходы на базу данных УВД, для них нет проблемы проверки контрагентов, - говорит Вячеслав Осколков, начальник юридического департамента Торгово-промышленной платы России. - Но для малого и среднего бизнеса есть репутационные риски. В случае неправосудных приговоров им после наказания еще пять лет придется терпеть ущерб. Мы реализуем другую практику. На сайте ТПП есть реестр добросовестных поставщиков, например». 
Представители бизнес-объединений готовы единодушно выступить против законопроекта. 
«От такого реестра будет больше вреда, чем пользы, - пояснил «Эксперт Online» Сергей Назаров, сопредседатель «Деловой России», исполнительный директор Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции». – У нас часто дела по статье «мошенничество» используются для рейдерских захватов недобросовестными силовиками, конкурентами. А тут получается неправомерно или незаконно осужденным предпринимателям будут «черную метку» ставить. Так мы откатимся назад ко временам, когда на лбу клеймо ставили. Думаю, что во время общественной дискуссии законопроекта те горячие головы, которые его придумали, поймут, что на инвестиционном климате это отразится резко отрицательно». 
В ЦОП «Бизнес против коррупции» за два года поступило более 700 обращений от предпринимателей о незаконно возбужденных уголовных делах с целью вымогательства, рейдерства. Из них около 60% признаны обоснованными и взяты на контроль «Деловой Россией» и бизнес-омбудсменом Борисом Титовым. 
«Это не этично, составлять такие реестры. Если вор-рецидивист вышел на свободу, он найдет способ обмануть, даже если будет вписан в такой реестр, - пояснил «Эксперт Online» Николай Николаев, вице-президент ОПОРЫ РОССИИ. - Но ведь есть масса разных случаев ошибочных решений, или человек оступился. И что, ему потом ходить с этой «черной меткой»? Если законопроект будет внесен в Госдуму, мы как объединение малого бизнеса готовы дать свое отрицательное заключение». 
По данным аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ, в прошлом году по статье «мошенничество» было возбуждено 114 тысяч 468 дел – рост на 23 тысячи по сравнению с 2012 годом. Из них только 27, 5 тысяч дошли до суда, что говорит о заказном характере большинства дел. 
«Такой реестр нужен разве что силовикам, - заявил «Эксперт Online» Сергей Габестро, член генсовета «Деловой России». - Они в системе держат предпринимателя, все соки выжимают, а потом еще на воле хотят его догнать. У бизнеса нет никаких проблем с проверкой контрагентов. У каждой компании есть своя система проверки. Если законопроект внесут в Госдуму, у «Деловой России» будет жестко отрицательная позиция по этому поводу». 
«Деловая Россия» уже имеет опыт борьбы с «черными списками». Организация много лет добивались, чтобы Федеральная антимонопольная служба прекратила вносить предприятия малого бизнеса в реестр монополистов. В последнем варианте так называемого четвертого антимонопольного пакета поправок к закону «О защите конкуренции» реестр был отменен. 
«А теперь кто-то хочет новый реестр создать. Если власть будет его вести, на это потребуется бюджет, наш с вами бюджет. Все равно больше украдут, чем получат прозрачности бизнеса. ФАС все время пытается проверять компании при госзакупках. На самом деле тем самым просто создали почву для низовой коррупции», - говорит Сергей Габестро. 
Предприниматели не исключают, что создание «черного списка» предпринимателей также послужит поводом для низовой коррупции: умыкнувший много денег мошенник всегда сможет откупиться от внесения сведений о нем в реестр.