• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

А судьи кто?

Сейчас в профессиональных юридических кругах обсуждается представленный Министерством юстиции России законопроект о третейских судах.

Александр Кыров, управляющий партнер МГКА "Система права"
Сейчас в профессиональных юридических кругах обсуждается представленный Министерством юстиции России законопроект о третейских судах.
Если быть точным, то минюст предлагает не просто поправки к действующему законодательству о третейском судопроизводстве в РФ, но и заявляет о необходимости принятия нового федерального закона "О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ". Анализ законопроекта позволяет утверждать, что он ставит своей целью не столько совершенствование действующих третейских судебных процедур, сколько кардинальное реформирование всего третейского судопроизводства.
Основу законопроекта составляют положения об арбитраже (третейском разбирательстве), содержащиеся в международных договорах РФ, а также в Типовом законе "О международном торговом арбитраже", который был принят в 1985 году Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и одобрен Генеральной Ассамблеей ООН.
В России законодательство о третейском судопроизводстве представлено законами от 24 июля 2022 года N 102-ФЗ "О третейских судах в РФ" и от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже". Отдельные нормы содержатся в Гражданском и Арбитражном процессуальных кодексах.
Действующий закон указывает, что в третейский суд по соглашению сторон может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений. В России могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора. Первые создаются торговыми палатами, организаторами торговли, общественными объединениями предпринимателей и потребителей и иными организациями (ассоциациями, союзами) - юридическими лицами и действуют при них. Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при органах государственной власти.
Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется, как правило, по соглашению сторон. Если в соглашении такой порядок не указан, то применяются нормы закона, в соответствии с которыми третейским судьей избирается физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела.
Закон о коммерческом арбитраже, напротив, исходит из того, что в международный коммерческий арбитраж по соглашению сторон могут передаваться споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если хотя бы одна из сторон находится за границей. Туда же могут передаваться споры предприятий с иностранными инвестициями и созданных в России международных организаций как между собой, так и их споры с другими субъектами права РФ.
При этом "арбитраж" означает любой арбитраж (третейский суд). Независимо от того, образуется он специально для рассмотрения конкретного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением, в частности, Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате РФ.
Однако при всем различии в терминологии и правовом регулировании третейские суды и коммерческий арбитраж объединяет то, что они являются действующими альтернативными органами по рассмотрению и разрешению споров, но каждый со своей подведомственностью. Законопроект минюста коренным образом меняет такую ситуацию. Согласно документу, в арбитраж (третейский суд) по соглашению сторон смогут передаваться споры из гражданско-правовых и иных частноправовых отношений, если стороны могут свободно распоряжаться своими правами в рамках таких споров.
Под понятием "арбитраж" теперь следует понимать процесс рассмотрения спора третейским судом. Причем независимо от того, администрируется ли он постоянно действующим арбитражным учреждением или нет. Третейским судом в этом случае признается единоличный арбитр или коллегия арбитров (третейских судей).
Законопроект также предлагает установить, что разрешение на осуществление функций арбитражного учреждения будет выдавать минюст на основании решения Межведомственного экспертного совета, формируемого из представителей федеральных органов государственной власти, ТПП РФ, Федеральной палаты адвокатов РФ и Верховного Суда РФ, представителей юридического и предпринимательского сообщества. При этом госслужащие должны составлять менее 50% от общего числа экспертов. Экспертный совет может отказать в выдаче разрешения, если сочтет репутацию учредителей и профессионализм арбитров не соответствующими новым требованиям. Это должно положительно сказаться на деятельности третейских судов, ограничить возможность создания подобных институтов, выполняющих свои функции лишь номинально.
В качестве учредителей могут выступать только некоммерческие организации (НКО). Адвокатские образования, нотариальные палаты, органы власти, госкомпании, политические партии и религиозные организации таковыми стать не смогут. Предусматривается, что арбитражные учреждения будут выполнять функции по организационному обеспечению процесса (в т.ч. выбор, назначение или отвод арбитров), делопроизводству и администрированию, за исключением непосредственно функций по разрешению спора.