По афере с браслетами для ФСИН вынесли первый приговор
Замоскворецкий райсуд Москвы вынес первый приговор по уголовному делу о скандальной афере на сумму в 1,3 млрд
Уголовное дело против высокопоставленных сотрудников ФСИН было возбуждено в 2012 году после того, как они решили заработать на результатах одной из финансовых проверок. Новое руководство ФСИН решило проверить, как исполняются госконтракты, заключенные при бывшем главе ведомства Александре Реймере, и направило в ЦИТОС проверяющих.
Масштабные нарушения были обнаружены при поставках для ФСИН систем электронного мониторинга за поднадзорными лицами (СЭМПЛ) — так официально называются электронные браслеты. Их производило ведомственное предприятие ФСИН ЦИТОС. Как выяснилось, цены на браслеты были завышены в разы, из-за чего тюремное ведомство переплатило около 1,3 млрд рублей. Так, стационарный комплект (когда контролирующее устройство находится в помещении — дома у человека с браслетом) был оценен в 108 тыс. рублей, а мобильный комплект (когда осужденный носит контролирующее устройство с собой) в 128 тыс. рублей. Между тем как отечественные, так и иностранные производители готовы были предложить подобные устройства по цене в 2–3 раза меньшей. К тому же ЦИТОС закупил у компании «Экотест» готовые электронные блоки к браслетам на сумму, превышающую рыночную на 1,346 млрд рублей, однако в устройства не были вмонтированы модули GPS ГЛОНАСС, что делало их практически неработоспособными.
Были обнаружены и другие нарушения — завышение арендной платы за помещения, за услуги охраны, за использование автотранспорта, создание искусственных кредиторских задолженностей. Другая проверка установила, что руководство ФГУПа выписывало себе необоснованно большие премии, надбавки и другие выплаты. Причем рядовые сотрудники получали по 3–4 тыс. рублей, а руководство — от нескольких сотен тысяч до миллиона.
Как считает следствие, замначальника отдела по обеспечению экономической безопасности на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Александр Тюрин и старший оперуполномоченный по особо важным делам этого же отдела Игорь Фоменко решили заработать на проблемах ЦИТОСа €2 млн.
По версии следствия, Тюрин и Фоменко решили потребовать деньги с ЦИТОСа, когда вопрос о разрыве договора с ним по поставкам СЭМПЛ был фактически решен. Сами оперативники успели получить в октябре 2012 года лишь половину суммы — в ЦИТОСе поняли, что те никак не могут повлиять на решение вопроса о продолжении сотрудничества — его приняло высшее руководство тюремного ведомства. Руководство ФГУПа «сдало» Тюрина и Фоменко сотрудникам ФСБ. 18 декабря при получении очередного транша в 10 млн рублей с поличным был задержан посредник, знакомый Тюрина Анатолий Суровов. Почти одновременно взяли Игоря Фоменко и еще одного посредника — родственника Александра Тюрина Филиппа Петрунина. Самого Александра Тюрина, попытавшегося скрыться, задержали на день позже. Суд отправил Филиппа Петрунина под домашний арест, а трех остальных фигурантов — в СИЗО. Всем вменили покушение на мошенничество (ст. 30 и ст. 159 УК РФ). Расследование дела против Тюрина было завершено в январе 2014 года, а в марте — передано в суд. Тюрин с первых же дней начал активно сотрудничать со следствием и дал показания на Игоря Фоменко. Кроме того, он рассказал о том, куда они дели полученные ими деньги.