• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Любые изменения в законодательстве по закупкам – эксперимент над большим количеством предприятий

Сергей Дашков, генеральный директор ЗАО «Энергосервис – конкурентные закупки», директор Института конкурсных технологий об особенностях системы закупок ГК "Росатом"
 
- Могу точно сказать, что характерно для системы закупок Росатома – за каждой строчкой их документа стоит четко выверенная позиция. Это не копия, у кого-то взятая, а результат строительства системы с азов. Если в процессе возникает проблема, то в Росатоме с ней работают и ее решают. Насколько я знаю, первую версию приняли довольно быстро, но потом каждые полгода собирали закупщиков и спрашивали, что не работает или работает не так, как надо. После чего работа над ошибками велась уже с консультантами, которые должны были найти решение возникающих проблем. То есть за каждой строчкой документа стоит кропотливый труд и четкое обоснование. Поэтому просто так слепо брать то, что делалось исключительно под свои потребности и нужды, я бы для других отраслей не советовал. Хотя сам опыт создания такой системы с нуля, разумеется, стоит перенять. 
Ее создание – это вынужденная и закономерная необходимость. У Росатома действительно были проблемы и с завышением цен, и с воровством, как, впрочем, и везде. С приходом Романа Зимонаса госкорпорация пошла по пути создания системы как в электроэнергетике, но с учетом специфики атомной отрасли. На мой взгляд, та система, что построена сейчас, для сильно зарегулированного бизнеса может считаться совершенно нормальной. Она жесткая там, где Росатом целенаправленно считает, что она должна быть жесткой, и гибкая там, где на первый план выступают интересы бизнеса. 
Любые изменения в законодательстве по закупкам – эксперимент над большим количеством предприятий, участвующих в закупочной деятельности. Так вот, Росатом добровольно и сознательно пошел на этот эксперимент (еще до изменения в законодательстве) и двигался от ошибке к ошибке, постепенно исправляя одну за другой. Поэтому система закупок Росатома, созданная им под себя, понятна его «родителям» во всех мелочах и со всеми недостатками, например, с завышенными сроками и чрезмерным регулированием, с которыми пришлось смириться в силу специфики отрасли. Слепо копировать систему не стоит, потому что она имеет свою специфику и заточена под отраслевые цели. Это то же самое, что пытаться неподходящую по размеру одежду одного человека надеть на другого. Но это не значит, что у них нельзя поучиться. Еще один полезный для перенимания момент – создание системы для анализа жалоб. Мелким компаниям она, возможно, и не нужна, а таким крупным необходима, причем в виде отдельного органа, который будет независим и от закупщиков, и от всех остальных. 
Наличие трех площадок для электронных торгов – это любопытная задумка. Они были единственным нормальным инструментом обеспечения прозрачности. Но с момента, когда заработала единая информационная система на сайте zakupki.gov.ru и информация о закупках стала появляться в интернете, причем не важно, на каком именно сайте, форма и место ее подачи перестала иметь значение. Правда, риски несанкционированного взлома электронная торговая площадка снижает, но риски отсутствия на площадке нужных поставщиков все же сохраняются. Электронная торговая площадка – вещь интересная, но здесь так же, как с правилами закупки Росатома – нужно все соизмерять. Потому что закупать себе молоко на электронной торговой площадке я бы ни одному детскому саду не посоветовал. 
Очень важно учитывать, кто применяет нормы. Сами по себе документы систему не создают, она образуется не только из них – важно, когда такая компания, как Росатом, комплексно строит систему, куда включены и документы, и представления о правильном и неправильном, и сами люди. Поэтому сейчас, с моей точки зрения, главная задача – это распространение лучших практик в области госзакупок. Можно попробовать примерить эти практики на себя и научить этому людей, потому что без них ни одна система полноценно работать не будет. Так же, как она не будет работать без политической воли начальника и без документов, обеспечивающих работу всей этой системы.