ФАС добилась одобрения четвертого антимонопольного пакета
Чиновники получат право решать, кому, по какой цене и в каких объемах продавать товары, которые выпускаются на рынках с высокой концентрацией (где доля одной компании превышает 70%).
Правительство получит право устанавливать правила на рынках, доля одного поставщика на которых превышает 70%. ФАС сможет сообщать в правительство о подозрениях в злоупотреблении доминирующим положением. Каждый случай будет рассматриваться на заседании кабинета министров, где для компании будет сформирован список правил недискриминационного доступа (ПНД). Предписания могут касаться условий заключения договоров с контрагентами вплоть до определения типовых договоров, требований к характеристикам товара и порядку определения потребителей. Правительство сможет устанавливать списки потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, минимальный уровень поставок и очередность доступа к товарам.
Против активно выступал крупный бизнес. Введение ПНД может привести к оттоку капитала и «фактическому переходу от рыночной экономики к государственному регулированию деятельности крупнейших хозяйствующих субъектов», предупреждали руководители крупнейших российских компаний (НОВАТЭК, «Газпром нефть», «Сибур» и «Уралхим») в письме на имя Дмитрия Медведева. Предпринимателей поддержали в Кремле. Государственно-правовое управление администрации президента подготовило отрицательный отзыв на проект. Дополнительный контроль может привести к увеличению административной нагрузки и росту издержек, посчитали юристы Кремля. Кроме того, из законопроекта неясно, будут ли правила действовать для каждого товарного рынка или появится общий перечень товаров, а его формулировки «носят декларативный характер и могут быть неоднозначно истолкованы», говорится в отзыве.
На это же указывает бизнес. «Эти правила устанавливаются на неопределенный период времени, одно нарушение антимонопольного законодательства может стать поводом для постоянных проверок и регулирования конкретных субъектов и рынков», — пояснил РБК президент РСПП Александр Шохин. Кроме того, не определен формат рынков, из-за этого любой локальный рынок может оказаться предметом регулирования. ФАС учла отдельные замечания бизнеса при доработке законопроекта, говорит глава правового управления службы Сергей Пузыревский. «Теперь правительство получит право утверждать ПНД только при условии, что факт нарушения доказан», — отметил он. Вопросы, связанные с установлением конкретной цены, которая подвержена многим факторам, вряд ли могут найти отражение в правительственном акте, но принципы определения цены должны быть понятны потребителю, настаивает Пузыревский.
«Необходимо исключить чрезмерное регулирование этих вопросов, — соглашается он. — Но нужно также обеспечить возможность доведения до потребителя информации о способах установления цены в зависимости от объемов товара, способов оплаты (предоплата, постоплата). [Совсем] ничего не говорить о принципах ценообразования нельзя». ФАС пошла на определенные уступки, признает эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов. Например, ведомство Игоря Артемьева отменило реестр монополистов, по факту на 65% состоявший из малого бизнеса, и согласилось ввести механизм предупреждений, то есть заводить дело о нарушении антимонопольного законодательства, только если компания проигнорирует это предупреждение, отмечает он. В то же время, по его словам, установление ПНД будет на руку иностранным конкурентам российских компаний, которые получат информацию о том, кому и по какой цене они продают свои товары. ФАС будет исповедовать равный подход ко всем компаниям, которые работают на российском рынке, не согласен Сергей Пузыревский. «Если иностранная компания будет занимать доминирующее положение на российском рынке, то к ней будет применяться то же самое регулирование», — уверяет он. Базовый риск, что механизм ПНД резко усилит роль административных механизмов в регулировании рынка, остается, опасность государственного регулирования цен в сфере конкурентных отношений сохраняется, отмечает Александр Шохин.