Взяткодателей отстранят от госзакупок
Вчера на заседании экспертного совета при управлении президента РФ по вопросам противодействия коррупции представители госкорпораций рассказывали о том, как они борются с коррупционными преступлениями на собственных предприятиях. Замначальника департамента "Ростеха" Владимир Верютин сообщил, что многие вопросы удалось решить после организации в госкорпорации специального подразделения, отвечающего за противодействие коррупции. Создано оно было, по словам господина Верютина, после проверок, проведенных Генпрокуратурой, которые как раз и выявили нарушения антикоррупционного законодательства в корпорации.
В "Росатоме", сообщил замгендиректора корпорации Константин Денисов, пошли еще дальше, организовав антикоррупционную службу "по армейскому принципу", состоящую из отделов, дивизионов и более мелких подразделений, которые контролируют работу 80 предприятий, напрямую взаимодействуя с ФСБ. По словам господина Денисова, тех законодательных актов, которые уже приняты, вполне достаточно для того, чтобы успешно противодействовать коррупции внутри крупных корпораций и бизнес-структур.
Тем не менее директор департамента Минтруда Дмитрий Баснак сообщил, что в российском законодательстве не существует запрета на участие в госзакупках для организаций, оштрафованных за взятки по ст. 19.28 КоАП. По его словам, необходимо составить реестр таких юридических лиц с тем, чтобы в дальнейшем запретить им участвовать в тендерах по госзакупкам. За внесение соответствующих изменений и дополнений в статью КОАП о "незаконном вознаграждении от имени юрлица" выступает и начальник управления Генпрокуратуры РФ по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Юрий Семин.
Согласно статистике, предоставленной Генпрокуратурой "Ъ", в 2011 году судами было рассмотрено 65 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ, в 2012 году — 101, в 2013-м — 222. При этом на виновных юрлиц наложены штрафы на общую сумму около 402 млн руб. Только пять компаний в Краснодарском крае в прошлом году были оштрафованы на 43 млн руб. Однако, по данным Генпрокуратуры, оказалось практически невозможно взыскать штрафы по судебным решениям. Так, в 2012 году с юрлиц удалось получить всего 6 млн руб. из назначенных 69,4 млн руб., в 2013 году взыскано около 89 млн руб. — то есть в 2,7 раза меньше назначенного наказания. По данным ведомства, связано это с тем, что не удается "установить фактическое местонахождение юридического лица".
Отметим, что схожая статистика и по уголовным делам, где уличенные в коррупции приговариваются к штрафам. Из-за их непогашения прокуроры вынуждены инициировать новые процессы для замены штрафов на реальное заключение.
Учитывая все это, суды назначают штрафы "ниже низшего предела", установленного ст. 19.28 КоАП РФ. Как сообщили в надзорном ведомстве, суды в ряде регионов РФ "опустили" штрафные санкции на суммы от 100 тыс. руб. до 1 млн руб., тогда как в КоАП предусмотрено наказание в виде штрафов от 1 до 100 млн. руб. с конфискацией денег, ценных бумаг и "иного имущества". При этом, согласно предложению Генпрокуратуры, ст. 19.28 КоАП РФ должна быть приведена в соответствие со ст. 291 УК (дача взятки), в примечании к которой сказано, что взяткодатель освобождается от уголовной ответственности, если способствовал раскрытию преступления. В данном случае предполагается, что юрлицо будет допущено к госзакупкам, если будет активно противодействовать коррупции.
"Для нас всех важен результат,— сказал начальник управления президента РФ по вопросам противодействия коррупции Олег Плохой.— Мы видим, что со стороны крупного бизнеса, госкорпораций принимаются конкретные меры для противодействия коррупции. Но данные "Деловой России" о том, что до 90% предприятий малого и среднего бизнеса вынуждены участвовать в коррупционных преступлениях, не могут не настораживать".