• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

С буквой закона — в борьбу интересов

Журнал «Фарминдустрия»: После многочисленных обсуждений и доработок «четвертый антимонопольный пакет» одобрен правительством. Теперь он будет направлен в парламент. Разработчик законопроекта и собственно те, ради кого все началось, — бизнес подводят первые итоги противостояния по наиболее спорным положениям. Обе стороны намерены отстаивать свои позиции и далее. 
 
Четвертый пошел 
Правительство России 4 сентября одобрило законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», т.н. четвертый антимонопольный пакет. Ранее разработчик документа — ФАС России в лице Игоря Артемьева заявлял, что с введением новых норм существенно сократится административное вмешательство в отношения участников рынка. 
Согласно законопроекту, создание ГУП и МУП будет согласовываться с антимонопольным органом. Кроме того, отменяется реестр хозяйствующих субъектов, чья доля на рынке превышает 35%. «Во всем мире доминирующее положение устанавливается по анализу текущего рынка. До 65% фигурантов нашего реестра — малый бизнес, это неправильно», — рассказал эксперт «Деловой России», директор по развитию Национальной ассоциации институтов закупок Алексей Ульянов. «Я бы не назвал упразднение реестра уступкой бизнесу, потому что эта новелла соответствует позиции ФАС», — заметил зам. начальника правового управления ФАС Сергей Максимов. Исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева расценивает это положение как «вполне логичное и позитивное», уточнив, что в отдельных населенных пунктах свою деятельность осуществляет порой всего одна аптека. Исключается и возможность признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта с долей на рынке не более 35%. 
Представители рынка зачастую обвиняют антимонопольщиков в расплывчатости определений. Обратившись к мировой практике, ФАС расширила понятие картеля: теперь оно подразумевает соглашения не только субъектов-продавцов, но и покупателей. Более того, введен запрет на соглашения между организаторами и (или) заказчиками с участниками торгов, которые могут привести к ограничению конкуренции. «Очень ценно введение понятия «потребитель» для целей Закона о защите конкуренции. Ранее оно было определено в Законе о защите прав потребителей и охватывало лишь физических лиц. Юридические лица — потребители оставались вне сферы контроля, соответственно не могли нести ответственность, например, за ценовой сговор», — уточнил г-н Максимов. 
Юридическое лицо, добровольно заявившее в антимонопольный орган об участии в картеле, выплатит минимальный штраф, предусмотренный за совершение этого правонарушения. 
Новым законопроектом расширяется механизм института предупреждений: сначала ФАС выдает нарушителю предупреждение, и только если оно не исполнено или совершено повторное нарушение, заводится административное дело и назначается штраф. «Это для бизнеса большое облегчение. Хотя ФАС может написать и необоснованное предупреждение. Но это же все равно лучше, чем необоснованное со штрафом!» — смеется Алексей Ульянов. 
Кстати, по новому закону в ФАС появится коллегиальный орган, который будет пересматривать решения территориальных антимонопольных органов. 
 
Из положительных нововведений представители бизнеса отметили также устранение возможности двойной ответственности: одновременного наложения оборотного штрафа и взыскания незаконно полученного дохода. 
 
Счет открыт 
Пожалуй, самым активным оппонентом ФАС в обсуждении четвертого антимонопольного пакета выступила «Деловая Россия». «За полтора года кое-чего нам удалось добиться. Я бы поделил результаты на два блока: что удалось добавить и что удалось исключить. Большую долю составили решения об исключении «вредных», по мнению бизнеса, положений», — поделился он. К последним г-н Ульянов отнес две новации, которые, по его словам, «могли подорвать не только конкурентную политику страны, но и экономическое развитие». В предыдущей версии проекта на основании одного лишь патента предприятие признавалось монополистом. «Руководство ФАС намерено опять вернуть эту норму во втором чтении, о чем и заявляет публично», — сказал эксперт. Кроме того, по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрения слияний, анализа рынка ФАС намеревалась выдавать бизнесу предписания о необходимости согласовывать с ними правила торговой практики. 
 
О чистоте кухни 
Самое негативное, что осталось в проекте, — правила недискриминационного доступа, отмечают эксперты. Для компании, не являющейся субъектом естественной монополии и занимающей более 70% рынка, могут устанавливаться правила недискриминационного доступа к товарам (ПНД). Этот игрок рынка должен будет раскрывать информацию о стоимости товаров (цена или формула цены) и оплаты товаров, договорную политику и даже вопросы технологии производства товаров. «Конкуренты тоже будут видеть всю информацию. В условиях санкций мы ставим бизнес под удар иностранных конкурентов. Нигде в мире подобной практики нет. По сути ФАС получает право вводить режим плановой экономики для отдельных предприятий и отраслей», — предупреждает г-н Ульянов. Негативно оценивает это положение законопроекта и г-жа Игнатьева. «Чиновники получат право определять цены, объемы и поставщиков товаров. ФАС сможет сообщать в правительство о подозрениях в злоупотреблении доминирующим положением. Каждый случай будет рассматриваться на заседании кабинета министров, где для компании будет сформирован список правил недискриминационного доступа (ПНД). Это создаст только ненужные административные барьеры», — объяснила она. 
Однако Сергей Максимов называет введение ПНД «благом для бизнеса». «Оставляя за компанией исключительное, ничем не регулируемое право произвольно определять доступ к производимым товарам и предоставляемым услугам, государство превращает всех потенциальных контрагентов поставщиков объективно ограниченных объемов товара в «заложников» абсолютной открытости и равной комплиментарности со стороны таких поставщиков. Государство вмешивается и должно вмешиваться только тогда, когда кухня формирования торговой и производственной политики игрока рынка настолько закрыта, что вредит еще и интересам потребителей», — считает представитель ФАС. В качестве примера он привел текущую ситуацию, когда Россией введены ответные западным санкции: часть отечественных компаний повысила цены на определенные группы товаров. Обусловлено это обычными сезонными колебаниями цен или дополнительными издержками, вызванными санкциями, их контрагенты и конечные потребители не знают, и соответственно, ищут помощи у государства. «Не лучше ли с самого начала установить прозрачные правила?» — рассуждает г-н Максимов. 
 
По мнению Алексея Ульянова, четвертый антимонопольный пакет не решает главной задачи — прекращение антимонопольного преследования малого и среднего бизнеса. 
«Новый пакет гармонично закрепляет задачи, определенные в «дорожной карте» по развитию конкуренции. Целевые показатели «дорожной карты» преследуют цель сократить долю участия на рынке государственных и муниципальных организаций, что для отдельных регионов чревато осложнениями в обеспечении льготными лекарственными препаратами. Но такова политика», — отметила Нелли Игнатьева. 
 
Обратить особое внимание 
Новые положения Закона о защите конкуренции не будут распространяться на отношения по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках. «На трансграничных рынках — а из-за Казахстана и Белоруссии лекарственный рынок будет именно такой — из-за ситуации с Украиной будет иная конфигурация производства», — пояснил Сергей Максимов. 
Не менее интересно для бизнеса и положение о необходимости предварительного согласования соглашений о совместной деятельности с ФАС, если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает 7 млрд руб. или суммарная выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год превышает 10 млрд руб. По сути, вводится новый административный барьер на пути создания совместных предприятий. Эта новация негативно скажется на привлечении иностранных инвестиций в нестратегические отрасли российской экономики, отметили в «Деловой России». 
Несмотря на то, что законопроект одобрен кабминиом к внесению в парламент, работа над ним продолжится. У бизнеса остались замечания и предложения по документу. «Я бы призвал фармотрасль активизироваться в обсуждении новых норм», — сказал г-н Ульянов. 
 
Предыстория 
«Четвертый антимонопольный пакет» ФАС России разработала и представила в правительство в апреле 2013 г. Положения документа вызвали замечания федеральных органов исполнительной власти, бизнес-объединений, научного и экспертного сообщества, Президентского совета по кодификации, Общественной палаты РФ, Экспертного совета при Правительстве РФ. В письме помощнику президента Андрею Белоусову от 14.08.2014 г. сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик указал, что законопроект сочетал мероприятия, направленные на выполнение «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», с новациями ФАС, не предусмотренными «дорожной картой», поручениями правительства и президента.