• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практика применения 44-ФЗ «малобюджетными» заказчиками

Автор: Наталья Петровна Лещенко, эксперт Национальной ассоциации институтов закупок, к.э.н. 
С вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – 44-ФЗ) с 01.01.2014 года существенно изменилась практика организации закупочной деятельности большинства государственных и муниципальных заказчиков. За прошедшие месяцы 2014 года действие закона ощутили на себе не только крупные закупщики, но и в большей степени, органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, имеющие мизерные бюджеты. 
Основная проблема, с которой столкнулось большинство регионов Российской Федерации – это неготовность принять и реализовать даже переходные требования, которые предъявляются законом к заказчикам. В большей степени это было связано с тем, что нормативно правовые акты в развитие 44-ФЗ принимались пакетами в сжатые сроки и не всегда были до конца проработаны, либо изменяли ранее утвержденные положения. С другой стороны, зная инертность любой государственной машины, принцип «поспешай медленно» был как нельзя кстати при реорганизации системы закупок на муниципальном и субъектном уровне. 
В связи с этим на введение новой системы заказчики отреагировали формальным подходом к выполнению базовых положений закона. 
В качестве примера такой реакции можно привести следующие распространенные факты: 
- обучение профессиональным навыкам закупок только для «корочки»;
- формирование контрактной службы или назначение контрактного управляющего в виде наложения дополнительных обязанностей на сотрудников не связанных с закупками; 
- нацеленность на проведение несостоявшихся конкурентных процедур; 
- обоснование начальной максимальной цены контракта при единичных микро-покупках, таких как почтовый конверт или стержень; 
- формальная приемка и экспертиза исполненных контрактов. 
На наш взгляд, все выше перечисленное носит, как правило, временный характер. Формальный подход к реализации закона будет нивелирован наработанной практикой и опытом, а также после применения административных санкций. 
В то же время, в отдельных регионах уже сейчас уполномоченные органы, а также органы регулирующие сферу закупок на уровне региона или муниципалитета предпринимают попытки минимизировать возможные последствия некомпетентности подведомственных учреждений. 
Для обоснования начальной максимальной цены при малых закупках в отдельных регионах созданы подразделения мониторинга цен товаров, работ, услуг с целью формирования общей ценовой информации для дополнительной поддержки заказчиков и дальнейшего аудита. Кроме того, формируются региональные системы малых закупок, одной из которых является Портал поставщиков города Москвы. 
Наиболее тяжелым оказался переход на контрактную систему бюджетных учреждений в сфере образования, совпавший с возможностью проводить закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – 223-ФЗ). Непонимание того, что можно, а что нельзя покупать по тому или иному закону, в некоторых случаях окончательно парализовало работу этих организаций. 
В то же время наблюдалась практика разработки Типовых положений о закупках для бюджетных учреждений органами исполнительной власти, которые систематизировали эту работу на уровне субъекта или муниципалитета, а также подкрепили ее дополнительными обучающими лекциями, семинарами или круглыми столами, проводимыми на постоянной основе. Такая практика применяется как в городах, например в Омске, Ярославле, так и в сельских районах, в частности Корткеросском районе республики Коми, в котором управлением образования было разработано типовое положение о закупках для всех подведомственных учреждений. 
Основным плюсом применения двух систем закупок для бюджетных учреждений является возможность прописать в Типовых положениях о закупках тот перечень товаров, работ, услуг, закупаемых у единственного поставщика, для которого действующий 44-ФЗ не делает исключений, а специфика территории требует их упрощения. Так, в большинстве случаев, основными статьями закупки по 223-ФЗ бюджетными учреждениями образования являются продукты питания и горюче-смазочные материалы. 
Изменения, вносимые в 44-ФЗ в мае 2014 года, непосредственно касаются заказчиков с малыми объемами закупок. Законодатель дает возможность упростить процедуру закупки, делая законным приобретение товаров, работ, услуг у единственного поставщика заказчиками с годовым совокупным бюджетом закупок менее 2 млн. руб. с соблюдением основного ограничения в 100 тыс. руб.. Это должно существенно снизить количество электронных аукционов с начальной максимальной ценой до 100 тыс. рублей, которые в общем количестве аукционов составляют порядка 30 процентов.
Эта мера является существенным шагом в направлении рационального использования не только выделенных бюджетных средств, но и, в большей степени, времени и усилий заказчиков на определение поставщиков (подрядчиков), а также контролирующих органов по согласованию несостоявшихся процедур. 
Таким образом, изменения 44-ФЗ упростят работу заказчиков с малыми бюджетами, в том числе, бюджетным учреждениям в районных центрах, сельских и поселковых образованиях, переведя их в режим более комфортного удовлетворения своих потребностей в рамках осуществления основной деятельности, а также соблюдения требований к предоставлению отчетности и систематизации закупочной деятельности.
 
Опубликовано в журнале "Госзаказ: управление, размещение, обеспечение", №36, апрель-июнь 2014 год.