• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бизнес-контроль за контрактной системой

Проблемы противодействия коррупции в сфере публичных закупок имеют большую общественную значимость, а коррупционные проявления вызывают серьезную озабоченность как руководства России, так и рядовых граждан страны.
Среди тем, поднятых на московской II Международной конференции «Контрактная система: власть и бизнес против коррупции», рассматривалась и тема выработки и применения антикоррупционных механизмов закона о контрактной системе и помощи бизнесу в доступе к закупкам. Об этом говорил президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, принявший участие в этом мероприятии.
Стало традицией, что в начале декабря, когда Организацией Объединенных Наций был учрежден Международный день борьбы с коррупцией, Правительство Москвы выносит для рассмотрения на своей конференции столь актуальные проблемы.
И это не случайно. Коррупционные проявления в сфере публичных закупок вызывают серьезную озабоченность.
ТПП РФ активно взаимодействует с Департаментом города Москвы по конкурентной политике. Мы высоко ценим именно участие представителей Департамента в работе Комитета ТПП РФ по развитию системы закупок, в выработке общих подходов по совершенствованию законодательства о контрактной системе и анализе практики его реализации.
ТПП РФ с самого начала поддержала переход на контрактную систему, участвовала в подготовке целого ряда изменений и дополнений Закона № 44-ФЗ на стадии его рассмотрения в Государственной Думе,многие из наших предложений учтены. И мы со своей стороны чувствуем ответственность за реализацию Закона и его антикоррупционную направленность.
В своей работе Палата пытается объединить всех участников контрактной системы закупок – заказчиков, поставщиков, банковский сектор, электронные площадки. Именно форму совместного сотрудничества мы считаем показательной и главный проект в этой части, который сейчас активно реализуется Палатой–создание в регионах Единых центров сопровождения контрактной системы (ЕЦСКС).
Такие центры уже открыты в Перми и Краснодаре. Кроме того, соглашения о создании аналогичных Центров подписаны с правительством Красноярского края и администрацией Санкт-Петербурга.
Основная задача их создания — доступность торгов в рамках 44-ФЗ для малого и среднего бизнеса. Центры реализованы по принципу «одного окна», где бизнес может получить полный спектр финансовых и банковских услуг для участия в торгах в рамках не только 44-ФЗ, но и 223-ФЗ, а также консультационную помощь, решить технические вопросы включения в систему электронных торгов.
В них работают как представители территориальных ТПП, так и Единой электронной торговой площадки (далее – ЕЭТП) и Банка Москвы. За прошедшие месяцы работы зарегистрировано более 700 обращений в ЕЦСКС.
Объединение ресурсов и знаний представителей Палаты, Банка Москвы и ЕЭТП позволяют позиционировать ЕЦСКС как профессиональную структуру во всех вопросах госзакупок, как «единый центр» знаний, оказывающий всестороннюю поддержку.
Полагаю, что открытие таких центров будет способствовать снижению административных барьеров для субъектов малого предпринимательства при вхождении на рынок государственных закупок.
Хочу заметить, что новый Закон значительно увеличил потребность в квалифицированных специалистах для сферы торгов.
В этой связи свою функцию Палата видит в проведении совместно с ведущими российскими образовательными центрами работы по обучению предпринимателей и заказчиков (особенно это важно для субъектов малого предпринимательства и органов местного самоуправления), а также специалистов системы торгово-промышленных палат в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Обучение проводится в большинстве регионов, в том числе и в Москве.
Экспертными структурами системы торгово-промышленных палат разработаны и реализуются программы подготовки и переподготовки специалистов в сфере закупок, совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» проводится обучение экспертов по программе «Экспертные услуги в сфере федеральной контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Прошедшие обучение эксперты вносятся в Реестр экспертов ТПП РФ в сфере государственных и муниципальных закупок.
Кроме того, утверждены методические рекомендации о порядке проведения экспертизы при приемке товаров, работ, услуг, оказываемых при выполнении поставок по контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В свою очередь, проведение экспертизы в рамках контрактной системы является одним из основных направлений работы системы торгово-промышленных палат и одним из антикоррупционных механизмов в сфере закупок. На нем я остановлюсь более подробно.
Торгово-промышленные палаты располагают сегодня необходимой экспертной базой для проведения экспертизы. И мы готовы выступить экспертной площадкой по многим направлениям – как в области экспертизы технических заданий и начальных цен контрактов, так и результатов исполнения контракта, включая экспертизу качества това­ров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, есть вопросы, которые требуют законодательных решений.
В первую очередь, это отсутствие на федеральном уровне общих, единых для всех заказчиков подходов к порядку проведения экспертизы с привлечением независимых экспертов. В законодательстве необходимо прописать положения об организации проведения экспертизы, о порядке взаимодействия заказчика и эксперта, экспертной организации при проведении экспертизы. И самое главное – об ответственности экспертов и экспертных организаций за качество и результаты экспертных заключений.
Кроме того, обязательному урегулированию в нормативных актах подлежат квалификационные требования, предъявляемые к экспертам в сфере госзакупок. Текущий «правовой вакуум» создает трудности по определению профессионализма экспертов, а также способствует возникновению экспертных фирм-однодневок.
Полагаем, что в решении вышеназванных вопросов по развитию и совершенствованию национальной негосударственной независимой экспертизы необходимо активное участие федеральных и региональных органов исполнительной власти, в первую очередь Правительства Москвы, представителей независимого экспертного сообщества, включая специалистов экспертной системы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, при координирующей роли Правительства Российской Федерации. Результат совместных усилий по решению этих вопросов непременно скажется на повышении эффективности, результативности и прозрачности осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предотвращении коррупции и других злоупотреблений в сфере госзакупок, улучшении в целом делового климата в контрактной системе.
Деятельность системы торгово-промышленных палат в сфере закупок будет неполной без общественной составляющей. Задача палат, как некоммерческих организаций, представляющих интересы бизнес-сообщества, - активное участие в общественном обсуждении действующих нормативных актов и проектов НПА, а также в общественном контроле за исполнением и применением действующего законодательства.
В этой связи для целей организации мониторинга исполнения контрактной системы в ряде территориальных торгово-промышленных палат со­зданы общественные комитеты, где на постоянной основе заслушиваются итоги реализации контрактной системы на местах.
Кроме того, территориальные торгово-промышленные палаты направляют своих представителей в ведом­ствен­ные общественные советы, где имеют возможность пуб­лично отстаивать права предпринимателей.
Представители ТПП РФ и Комитета ТПП РФ по развитию системы закупок включены в состав Совещательных органов таких компаний как ОАО «Россети», ОАО «Зарубежнефть», ГК «Российские автомобильные дороги», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».
В то же время, Закон о контрактной системе предусматривает серьез­ные преферен­ции для малых предприятий. Имеется в виду, что не менее 15% годового объема заказов должно быть отдано небольшим фирмам и соци­ально ори­ентирован­ным некоммерческим организациям. Контроль за соблюдением данных квот, а также за предоставлением преференций для товаров российского происхождения,будет предметом особого внимания для всех российских торгово-промышленных палат.

Источник: http://www.tpp-inform.ru/regions/5294.html