Мониторинг НПИ: контроль за госзакупками теперь ведет Администрация Президента
В Агентстве стратегических инициатив (АСИ) состоялось заседание рабочей группы «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» под председательством Сергея Фахретдинова, руководителя рабочей группы, председателя Совета директоров ОАО «Тверьстеклопластик».В мероприятии приняли участие представители Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минтранса России, ведущих госкорпораций, деловых организаций, а также представители бизнеса.
Сергей Фахретдинов отметил положительную динамику по исполнению пунктов «дорожной карты» с принятием в конце прошлого года Постановления Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014 г. «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которое вводит квоты на закупки госкомпаний у малого и среднего бизнеса.
Уже с 1 июля 2015 года госкомпании с годовой выручкой от 10 млрд будут обязаны производить 18% закупок у малого и среднего бизнеса. С 2016 года под эту норму попадут и компании с выручкой от 1 млрд руб.
«Наша «дорожная карта» является одним из тех фундаментов, который поможет России выйти на новую структурную экономику», - отметил Сергей Фахретдинов. Осуществлять мониторинг исполнения нормативно-правовых актов, касающихся развития малого и среднего бизнеса, с февраля этого года будет Контрольное управление Администрации Президента Российской Федерации.
Ирина Краснова, заместитель начальника департамента контроля в финансово-бюджетной сфере Контрольного управления Президента РФ, отметила, что особое внимание будет уделено закупкам. «Для нас важно проанализировать, насколько эффективно работает поддержа именно в госзаказе, понять что мешает малому бизнесу эффективно участвовать в госзакупках. И предложить какой-то выход из сложившейся ситуации», - прокомментировала предстоящую работу Ирина Краснова. Большое внимание Контрольное Управление Президента РФ планирует уделить ходу реализации самой «дорожной карты».
Алексей Шестоперов, заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России, отметил, что Постановление Правительства РФ № 1352 «перекрыло» исполнение сразу четырех пунктов «дорожной карты» (с 1 по 4), которые рабочая группа предварительно считает исполненными. А именно:
выделение доли для субъектов МСП, осуществляющих поставки товаров собственного производства, выполняющих собственными силами работы и услуги.
установление особенностей закупок у участников закупок, представивших план привлечения субподрядчиков из числа субъектов МСП, занятых в производственной сфере.
установление для заказчиков требований по разработке и утверждению перечня товаров (работ или услуг), поставляемых субъектами МСП.
установление для заказчиков требований по введению в положение о закупке критериев, в соответствии с которыми осуществляется закупка товаров у субъектов МСП, в том числе начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
«Сейчас к нам в Минэкономразвития обращаются госкомпании по поводу применения этого Постановления. Их интересует и расчет годового объема закупок, и вопрос по годовому отчету - как его заполнять. Мы сейчас эти вопросы аккумулируем и какие-то типовые вопросы и их ответы разместим в открытом доступе на сайте Минэкономразвития и может быть на портале АСИ», - прокомментировал новый документ Алексей Шестоперов.
Представители госкорпораций, присутствующие на заседании, выразили заинтересованность в создании единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который в ближайшее время должен быть сформирован. Сергей Фахретдинов уточнил, что такая работа сейчас активно ведется.
«Все госкомпании, все без исключения, просят дать им тот малый и средний бизнес, с которым они будут работать. Мы провели большую работу с «Деловой Россией», с «Опорой России». И хотели бы внести на рабочую группу концепцию создания такого реестра. Мы планируем это сделать в ближайшие 2-3 недели», - уточнил Сергей Фахретдинов. Ранее предполагалось, что основой для такой базы могут стать данные ФНС России, однако пока рабочая группа не нашла поддержки у ведомства.
В процессе активного исполнения сейчас находятся 9 мероприятий «дорожной карты», часть из которых касается реализации пилотных программ партнерства с компаниями «Автодор», «РЖД», «Россети» и «Газпром». Программы партнерства у некоторых уже утверждены и размещены на сайтах компаний.
Елена Дыбова, генеральный директор ООО «Эллен-Вест», председатель Подкомитета по мониторингу проблем малого предпринимательства Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, поделилась своим неудачным опытом включения в программу партнерства одной из компаний. «Ощущения очень двоякие. Список документов, которые мое малое предприятие должно было представить, - 8 листов. В этом списке, к примеру, - копии документов по охране труда, приказ о создании комиссии по охране труда. И после этого они берут 2 месяца на то, чтобы решить, попадаю я в программу партнерства или нет. Формально все выполнено, реально - никакой нормальный малый бизнес все эти бумаги собирать не сможет и в программу не попадет», - прокомментировала нововведение Елена Дыбова.
Кирилл Бурлаков, начальник отдела закупок организаций государственного сектора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, отметил, что программа партнерства этот тот инструмент, который только начинает формироваться и еще предстоит оценить его эффективность. «Этот инструмент не единственный, который позволяет малому бизнесу участвовать в закупках, можно не участвовать в программе партнерства, но при этом беспрепятственно поучаствовать в спецторгах, прийти на субподряд, либо поучаствовать в обычных торгах и получить заказ. Программа партнерства создана больше для самого заказчика с целью формирования для него своебразного кластера именно проверенных, высококвалифицированных субъектов МСП», - пояснил Кирилл Бурлаков.
На заседании также обсудили пункт «дорожной карты» об установлении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции. Сергей Ветохин, заместитель рабочей группы, исполнительный директор Объединения юридических лиц «Союзкомпозит», отметил, что этот вопрос еще совсем не реализован. Но при этом подчеркнул, что от госкомпаний поступило предложение сформировать типовой документ, который бы четко сформулировал такие понятия как, «инновационная продукция для компаний с государственным участием».
«Необходимо выстроить понятные и простые процедуры взаимодействия между субъектами инновационной деятельности и государственными компаниями. То есть создать ту самую систему «одного окна», которая также является одним из мероприятий дорожной карты. Ключевое предложение - создать такое типовое положение и формализовать его в ФЗ N 223, - прокомментировал предложение Сергей Ветохин.