Процедура закупок для “ГУПов” может быть ужесточена
Минэкономразвития предлагает ускоренно перевести унитарные предприятия на более жесткие процедуры закупок. Сейчас чиновники размещают через ГУПы заказы, чтобы избежать слишком пристального контроля
Законопроект, который распространяет закон о контрактной системе (44-ФЗ) на государственные и муниципальные унитарные предприятия с 1 июля 2015 г., находится на рассмотрении в правительстве, рассказал «Ведомостям» представитель Минэкономразвития. Сейчас они проводят закупки по более мягким правилам, таким же, как и для госкомпаний (регулируются 223-ФЗ). Ведомства переводят закупки на унитарные учреждения, говорит представитель ФАС, по такой схеме из-под жестких правил выводится до четверти бюджета, особенно в крупных муниципальных образованиях. Госзаказчик может вообще не проводить торги, а дать субсидию своему ГУПу из бюджета муниципального образования, рассказывает он.
В действующем законе для ГУПов и МУПов установлен переходный период до 2017 г. — это было предложение властей Москвы и некоторых других регионов. По 223-ФЗ ГУП вправе сам определить процедуру закупки, госзаказчик может вообще не проводить торги, критикует представитель ФАС. 223-ФЗ дает больше свободы заказчику, ключевая претензия к закону о контрактной системе — избыточная регламентация, считает директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Андрей Яковлев, распространение закона на ГУПы и МУПы только увеличит их временные издержки.
Минэкономразвития считает, что ускоренный перевод унитарных предприятий на правила госзаказа позволит сэкономить бюджетные средства. По подсчетам ведомства, в первый же год работы закона о контрактной системе экономия увеличилась в два раза. В 2013 г. (когда работал еще 94-ФЗ) цена в ходе торгов была снижена на 424 млрд руб. (7% от общей суммы заказа), а в 2014 г. — на 891 млрд (15%, см. графики). Доля закупок путем запросов котировок и закупок у единственного поставщика сократилась. В 2013 г. госзаказчики заключили контракты с малым бизнесом на 189 млрд руб., в 2014 г. — на 308 млрд руб. в виде прямых контрактов и на 277 млрд — в виде субподрядов, приводит данные представитель Минэкономразвития.
Но сократилась поддержка малого бизнеса вместе со средним, более чем вдвое упала доля средств, сэкономленных на торгах по строительным подрядам, критикует закон представитель ФАС (конкретные цифры он не называет). Новая система госзакупок привела к двукратному снижению числа торгов и выявила ряд проблем, продолжает он: это более прогрессивный механизм, но он нуждается в совершенствовании.
Процедура госзакупок стала более прозрачной, считает управляющий партнер тендерного агентства «Концепт» Мария Изварина. Появился единый реестр банковских гарантий, что очень облегчило процедуру проверки их подлинности, говорит директор «Примтендера» Антон Матвеев: раньше 90% рынка занимали фальшивые банковские гарантии, которые могла получить любая компания. Претензии не к закону, а к его применению, замечает директор электронной торговой площадки Газпромбанка Андрей Черногоров. Плохо работает электронная система торгов, каталог товаров и услуг не используется, из-за этого поставщикам сложно искать размещаемые заказы, приводит он примеры, слишком подробное описание характеристик усложняет доступ участников к конкурсу. Положения о планировании и нормировании госзакупок заработают только в 2016 г., добавляет федеральный чиновник. Ужесточение требований негативно сказалось на заказчиках, работающих на низкоконкурентных рынках, таких как поставки топлива, указывает директор по закупкам «Росатома» Роман Зимонас.
Еще одна претензия бизнеса — ужесточился контроль со стороны надзорных органов. Например, под ведомственный контроль попадает проведение закупки и исполнение контрактов, соблюдение процедуры закупки контролирует уже ФАС, а исполнение договора — Федеральное казначейство, Счетная палата, Ревизионная комиссия, прокуратура и МВД, сетует Зимонас. Это увеличивает временные и трудовые издержки заказчиков, отмечает он. ФАС отменяет итоги большинства конкурсов, если критерии участия в них нельзя четко измерить, жалуется консультант господрядчика, но для некоторых работ без субъективных оценок не обойтись. Из-за этого заказчики вынуждены возвращаться к аукционам. Увеличилось и время на госзакупку, в среднем — 2,5-3 месяца, раньше на это уходило не больше месяца, рассказывает Черногоров.
2014 год не может быть показательным для оценки экономического эффекта новой системы, считает Зимонас: сильное влияние оказали экономическая ситуация в стране, изменения на валютном рынке, рост цен. Во второй половине года количество участников закупочных процедур «Росатома» заметно сократилось, рассказывает он, были случаи несостоявшихся торгов из-за отсутствия участников.
http://www.vedomosti.ru/finance/news/39 ... i?full#cut