БРИКС создаст условия для безбарьерной электронной торговли
Мероприятие проводится впервые по инициативе российской стороны. Основная идея диалога – создание условий для безбарьерной электронной торговли между странами БРИКС, а в будущем – общего пространства безбарьерной электронной торговли.
Участники Экспертного диалога - представители государственных органов власти, научных кругов и бизнес-структур - обсудили состояние электронной торговли в странах БРИКС, меры безопасности при обмене электронными документами, вопросы защиты персональных данных, а также стандарты и лингвистические технологии в этой сфере.
«Две недели назад председательство в БРИКС перешло к России, и мы можем считать, что наша сегодняшняя встреча дает старт этому столь важному для нашей страны проекту», - открыл мероприятие Алексей Лихачев.
Первый заместитель Министра заметил, что в данный момент проводится активная подготовка к саммиту БРИКС в Уфе, ведется работа над содержательным наполнением экономической повестки председательства России в БРИКС. «В центре внимания для нас согласование проекта Стратегии экономического партнерства БРИКС», - сказал он.
Идея разработки документа принадлежит Президенту Российской Федерации Владимиру Путину и была озвучена на саммите лидеров БРИКС в Дурбане (ЮАР) в 2013 году. В июле 2014 года в Форталезе (Бразилия) пролект был представлен партнерам по БРИКС, и прошло его первое обсуждение. «Рассчитываем до конца мая согласовать текст Стратегии со всеми партнерами по БРИКС и принять его в июле на саммите в Уфе», - заявил представитель Минэкономразвития России.
Выступая по основному вопросу повестки дня, Алексей Лихачев рассказал, что Экспертный диалог БРИКС по вопросам электронной торговли - это первое мероприятие такого рода в рамках БРИКС, и проводится оно по инициативе России. «Мы надеемся, что в дальнейшем эксперты в области электронной торговли будут встречаться в рамках БРИКС регулярно, - сказал он. – Основная идея – создание условий для безбарьерной электронной торговли между странами БРИКС, а в будущем – общего пространства безбарьерной электронной торговли, включая единые технологические стандарты, единую нормативную базу».
По словам Алексея Лихачева, без развития этих инструментов – удаленной торговли, не сдвинется в целом мировая торговля, не будет расти должным образом товарооборот между нашими странами. "Расстояния между нашими странами велики, а значит мы должны сделать все для повышения комфорта и преодоления территориальных трудностей для наших предпринимателей», - заметил он.
Первый заместитель Министра экономического развития России отметил, что «российский рынок электронной торговли в контексте осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (сегмент “business-to-government”) является одним из наиболее развитых в мире». Сегодня в России закупки для государственных и муниципальных нужд, за исключением закупок проводимых закрытым способом, осуществляются в электронной форме.
«Количество закупок, проведенных через электронный аукцион, в 2014 году выросло наполовину (на 49,6%) по сравнению с 2013 годом и составило около полутора миллионов (1 476 649 млн.) контрактов общей стоимостью более 140 млрд. долл. (142,8 млрд. долл.)», - сообщил Алексей Лихачев.
Государственные закупки в России регулируются Федеральным законом о создании контрактной системы (№ 44-ФЗ), которая предусматривает контроль всех этапов размещения закупок – от планирования и мониторинга до аудита результатов и оценки эффективности исполнения контрактов. В результате сводный аналитический отчет, увязанный с оценкой результатов исполнения бюджета, представляем на рассмотрение Правительства Российской Федерации. «Мы, конечно, готовы делиться с нашими партнерами по БРИКС опытом и наработками в этой области», - добавил Алексей Лихачев.
Так же он рассказал о потребительском секторе электронной торговли (сегмент “business-to-consumer”): в России в 2014 году пришлось около 17,2 млрд. долларов на этот сегмент. «Эта сфера у нас пока слабо регулируется из-за недостаточной законодательной базы», - отметил Первый заместитель Министра.
Основной закон в этой сфере - «О защите прав потребителей». Работа в направлении формирования полноценной законодательной базы ведется: разрабатывается законопроект «Об электронной торговле».
Отношения в сфере закупок между организациями государственного сектора “business-to-business” регулируются Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (№ 223 ФЗ). В электронной форме осуществляются закупки таких видов продукции как электронно-вычислительная техника, средства связи, автомобили, транспортные средства и другие.
Основным инструментом взаимодействия в корпоративном секторе электронной торговли являются электронные торговые площадки. В России в 2014 году функционировали около 50 электронных торговых площадок, из которых универсальных крупных площадок не более 10-ти.
В рамках Экспертного диалога проведен содержательный обмен опытом с партнерами по БРИКС, по итогам будут разработаны рекомендации.