Сахалинскую общественность привлекут к обсуждению «дорогих» госзакупок
![](/data/2015/04/23/1095253829/gsd311.jpg)
Острый для области вопрос обсудили на внеочередном заседании депутатов областной думы 23 апреля. Врио губернатора Сахалинской области Олег Кожемяко сообщил, что считает необходимым снижение ценового порога на привлечение общественности к обсуждению закупок.
–Считаю, что необходимо снизить порог закупок для общественного обсуждения с 1 млрд до 500 млн. рублей. А в самом обсуждении могли бы участвовать представители не только общественности, но и депутаты Сахалинской областной Думы, - поделился глава региона.
Государственными и муниципальными заказчиками в области в течение 2014 года проведено около 100 тысяч закупочных процедур на общую сумму 73,8 млрд рублей. Это половина консолидированного бюджета Сахалинской области.
Характерно, что 72% этих средств пошли на оплату договоров, которые были заключены с единственным поставщиком по итогам несостоявшихся конкурсных процедур. Не удивительно, что общая сумма экономии по региону составила только 3,3 млрд рублей. Это всего 4,4% от общей суммы. В то время как опыт других регионов показывает, что экономить можно от 10% до 15%. Это мы видим на примере Свердловской области – 11,5%, Магаданской – 14,7%, Ярославской – 18,6%.
- Нам необходимо создать единую структуру, занимающуюся закупками. Такой опыт у многих российских регионов есть. Стоит его применить и в Сахалинской области. Такая задача была поставлена на совместной коллегии Генеральной прокуратуры и Минвостокразвития, прошедшей 16 апреля этого года в Хабаровске. Это позволит снять вопросы о коррупции и максимально использовать потенциал местного бизнеса, - отметил врио губернатора.
По его мнению, на первом этапе необходимо централизовать закупки для государственных нужд. На втором этапе – путем соответствующих соглашений передать этой структуре и муниципальные закупки. При этом нижний порог централизованных закупок можно определить в размере от 200 тыс. рублей и выше, однако вопрос можно обсудить дополнительно.
Еще один способ повышения эффективности государственных и муниципальных закупок, а также в целом всех бюджетных расходов – это введение нормирования затрат на содержание органов власти и бюджетных учреждений всех уровней.
Глава региона уточнил, что такую работу необходимо провести в максимально короткие сроки, а бюджет на 2016-2018 годы должен формироваться на основе установленных нормативов. Нужно также максимально усилить контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на строительство, сельское хозяйство, благоустройство населенных пунктов, развитие дорожного хозяйства и так далее, - подчеркнул Кожемяко.
В своем докладе он также остановился на еще одном аспекте закупок, которые являются важным фактором для развития малого бизнеса. Превалирование закупок у единственного поставщика изначально снижает объем заказа, который мог бы быть размещен у предпринимателей.
В соответствии с федеральным законодательством не менее 15% заказа должно размещаться в этом сегменте экономики. В 2014 году в Сахалинской области государственные заказчики разместили у малого бизнеса 19%, а муниципалитеты – 16% от объема закупок. В то же время были более значимые показатели, на которые всем и следует ориентироваться. Например, Поронайск – 35,8% заказа размещено у малого бизнеса, Южно-Сахалинск – 33%, Корсаков – 25,2%.
Не менее важная задача при осуществлении закупок – их транспарентность, подчеркнул Кожемяко. Отсутствие прозрачности в определении цены, технических характеристик и других условий закупок приводит к низкой эффективности использования бюджетных средств, вызывает справедливое возмущение в обществе.
- Убежден, что все процедуры государственных закупок на территории Сахалинской области должны быть максимально конкурентными и прозрачными, - заключил врио губернатора.