ОНФ: Минэкономразвития необходимо как можно скорее запустить важнейшие механизмы контрактной системы
Когда начнет полноценно функционировать контрактная система, члены экспертного совета так и не уточнили. Между тем ключевые институты контрактной системы – планирование и нормирование закупок, единая информационная система (ЕИС) – к настоящему времени уже должны были функционировать, а некоторые должны были заработать одновременно со вступлением в силу ФЗ-44. Они призваны обеспечить открытость и прозрачность закупок.
Сроки вступления в силу этих институтов уже неоднократно срывались. Например, внедрение планирования сдвинуто на год – до 1 января 2016 г., нормирование закупок переносилось трижды. Сначала оно должно было вступить в силу 1 июля 2014 г., затем – 1 января 2015 г., и наконец новый срок – 1 января 2016 г. На данный момент приняты только три правительственных постановления (предполагается, что их должно быть минимум 10), необходимых для полноценного функционирования контрактной системы.
В начале 2015 г. нарушения в этом процессе выявила Счетная палата. Так, только в январе было принято правительственное постановление о порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы, хотя оно должно было быть готово еще в июле прошлого года. Сорваны сроки и в отношении актов по вопросам планирования закупок для федеральных нужд, обоснования закупок, порядка формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг.
До сих пор отсутствует продуманный проект концепции ключевых институтов госзаказа – планирования и нормирования.
«Концепция должна сочетать в себе соблюдение требований закона заказчиками и поставщиками, повышение прозрачности закупок и эффективность общественного контроля. Разрабатывая же сейчас правила нормирования, Минфин действует, скорее, в формальной логике бюджетного законодательства, а не выстраивает понятную работоспособную систему правил, соблюдение которых объективно поддается общественному контролю. Что касается Минэкономразвития, то оно фактически устранилось от этой работы», – отмечает руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.
Эксперты ОНФ также отмечают, что мероприятия по созданию ЕИС проходят бессистемно и без обсуждения с экспертным сообществом. По данным Счетной палаты, в 2014 г. в рамках госконтракта для Минэкономразвития на сумму 6,9 млн руб. были разработаны и приняты концепция и техническое задание на создание ЕИС. Однако в течение восьми месяцев эти результаты госзаказчиком не использовались, а после передачи функций разработчика ЕИС Федеральному казначейству возможность и целесообразность применения данных разработок вообще была поставлена под сомнение.
Минэкономразвития и Минфин уклоняются от участия в общественном обсуждении вопросов запуска ключевых институтов системы госзаказа, в том числе на площадках правительства (Всероссийский форум-выставка «ГОСЗАКАЗ – За честные закупки», 11–13 марта 2015 г.) и ОНФ (круглый стол «Проблемы и перспективы развития института нормирования в сфере госзакупок», 3 декабря 2014 г.).
Вместо этого с начала прошлого года Минэкономразвития России ведет разработку новых правил отбора операторов (площадок) для размещения госзаказа. На настоящий момент документ представлен уже в третьей версии. Очевидно, что чиновники передумали сохранять рынок электронных торгов за отобранной в 2010 г. пятеркой операторов (ЗАО «Сбербанк-АСТ», ООО «РТС-Тендер», ОАО «Единая электронная торговая площадка», ЭТП ММВБ «Госзакупки», Агентство по государственному заказу Республики Татарстан), чьи полномочия истекли 25 января 2015 г., но были пролонгированы дополнительными соглашениями еще на год.
«Непонятно желание министерства срочно утвердить новые правила, чтобы уже в апреле текущего года провести соответствующий отбор новых операторов электронных торгов для размещения госзаказа в 2016–2020 гг., – подчеркивает Антон Гетта. – Ведь только несколько месяцев назад соглашения с нынешними операторами были продлены. Подобная спешка может негативно отразиться на проработанности порядка отбора и контроля за операторами, что повлечет за собой закрытие рынка, а не объективность и прозрачность «правил игры».
Также Минэкономразвития предлагает установить единые требования к площадкам не только для госзакупок, но и корпоративных торгов, которые проводят ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» и другие госкомпании. По мнению ведомства, некоторые площадки не соответствуют требованиям информационной безопасности и аффилированы с крупными заказчиками, что создает предпосылки для различных злоупотреблений в сфере госзаказа.
«Безусловно, отбор операторов электронных площадок необходим, тем более что это касается 223-ФЗ, по которому в большей степени осуществляют закупки компании с госучастием и госпредприятия. Но в то же время Минэкономразвития в первую очередь необходимо приложить все усилия, чтобы как можно быстрее заработали ключевые институты контрактной системы – планирование, нормирование, обоснование госзакупок, создание специализированной информационной системы. Без этих элементов обеспечить прозрачность и объективность контрактной системы невозможно. Этого требует выполнение задачи, поставленной лидером ОНФ, президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, – обеспечить пятипроцентную экономию бюджетов за счет исключения неэффективных затрат», – резюмирует Антон Гетта.