• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок

Аналитическая записка «Влияние методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок на качество обучения в сфере закупок и практика применения данных рекомендаций»
12.03.2015 Минэкономразвития России и Минобрнауки России опубликовали Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (далее Методические рекомендации). Данные рекомендации готовились достаточно давно, и экспертное сообщество принимало активное участие в их формировании.
Вначале небольшой экскурс в историю 05.04.2013 года принят Федеральный закон о Контрактной системе, который существенно изменил процедуры проведения закупок для государственных и муниципальных нужд. Одним из требований нового закона стало обязательное наличие документа об образовании у сотрудников отделов закупок, которые стали называться Контрактными Управляющими или Контрактной Службой и у членов комиссии.
В конце 2013 начале 2014 спрос на обучение по 44-ФЗ был колоссальный, при этом качество обучения сильно страдало. В основном обучение проводили преподаватели ВУЗов, которые, не имея опыта в работы закупках, просто перечитывали закон слушателям. Не было практики применения, ни кто не знал, как работать по новому Закону и содержание программ, тоже было очень странным, до половины объема программ составляли различные непрофильные дисциплины вроде «Этики работы Госслужащего» и т.д.
В связи, с чем слушатели получали заветную «корочку», подшивали ее в личное дело и учились проводить закупки самостоятельно. Понятно, что такое обучение не соответствует требованиям Закона о наличии профессионализма у Заказчика. Я думаю это была одна из основных причин появления Методических рекомендаций.
Теперь предлагаю выделить основные недостатки имеющихся на рынке образовательных программ и оценить, как эти недостатки были учтены в Методических рекомендациях:
1. Обучают преподаватели, которые ничего не знают про закупки
Пункт 5.2. Методических рекомендаций «Для проведения занятий по Программам рекомендуется привлекать специалистов прошедших дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и (или) имеющих практический опыт в сфере закупок». То есть теперь на законном основании Заказчики могут требовать от организации занимающейся образовательной деятельностью, наличия у преподавателей опыта и/или образования в сфере закупок. Думаю, в требованиях будет и «опыт», и «образование в сфере закупок».
2. Обучение проводится в форме лекций без практических занятий
Пункт 2.7. рекомендаций «В Программы рекомендуется включать лекционные, практические, семинарские занятия, деловые игры, консультации по тематике осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Пункт 2.10. «Обучение по Программам рекомендуется проводить применяя современные образовательные методики и технологии». По моему мнению, это проблему не решило. Большинство включат в программу одну деловую игру и/или семинар и этим ограничатся. Все дело в том, что читать лекции гораздо проще, чем придумывать и проводить практические занятия. В идеале лекционных занятий должно быть не более 30%, чтобы учащиеся смогли попробовать сделать на практике все, что им рассказали преподаватели.
3. Структура программ обучения очень разнится и в большинстве случаев содержит дисциплины, не относящиеся к закупкам, при этом многие темы в процессе обучения не затрагиваются
В разделе 3 Методических рекомендаций утверждены требования к Содержанию программ с перечнем дисциплин и обязательным требованиям к количеству часов в каждой дисциплине. По нашему мнению перечень дисциплин составлен достаточно грамотно и затрагивает все основные разделы Контрактной Системы. Кроме того утвержден норматив, по количеству вариативных часов, не более 15% от общего количества часов реализуемых в программе.
4. Нет единого стандарта по объему программ для различных категорий слушателей, в результате Контрактные управляющие получают повышение квалификации по программам от 16 до 250 часов.
В методических рекомендациях содержатся четкие рекомендации по поводу объема учебных программ п. 2.3. Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов… 2.4. В случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.
5. На рынке большое количество предложений по дистанционному обучению, которое на практике никаких реальных знаний не дает.
Пункт 2.5. Методических рекомендаций «Обучение по Программам рекомендуется реализовывать в очной, очно-заочной форме. При реализации Программ в очно-заочной форме рекомендуется устанавливать очную часть обучения в объеме не менее 40 часов аудиторной работы…» 2.6. При реализации Программ могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. То есть в идеале, обучение делается очно, если не получается очно, то можно 40 часов очно и остальное заочно, но можно провести обучение в электронном виде. Считаю, что данный пункт не решил проблему некачественного дистанционного обучения.
6. Нет порядка повторной переподготовки специалистов, закон меняется стремительно, а специалисту, который хотя бы раз прошел обучение, больше денег на обучение не выделяют.
Пункт 2.8. Методических рекомендаций «Обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые три года для всех категорий обучающихся»
7. После обучения слушатели остаются один на один с законом и им не к кому обратиться с целью получить консультацию по применению норма законодательства.
Пункт 5.3. Методических Рекомендаций «Организациям, реализующим Программы, в процессе обучения и в течение не менее трех месяцев после завершения обучения рекомендуется обеспечить консультационную поддержку слушателя по вопросам, связанным с практическим применением полученных знаний в процессе решения профессиональных задач при осуществлении закупок».
Подводя итог, можно отметить что, Методические рекомендации если не решили, то хотя бы обозначили пути устранения дефектов в образовательной деятельности в сфере закупок. Наша компания провела обучение первой группы на основе Методических рекомендаций. Отзывы очень хорошие, поэтому рекомендую всем Заказчикам использовать Методические рекомендации при формировании Технического Задания на обучение сотрудников в сфере закупок.