• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

“Клуб лидеров" констатирует наличие сложностей доступа малого бизнеса к госзакупкам

Стоит напомнить, что за последние года в правительстве РФ вводили немало законодательных поправок, могущих упростить доступ малому бизнесу к госзакупкам. Среди них можно отметить ФЗ-223, принятый в 2011 году, а также правительственное постановление 2014 года, касающееся особенностей участия в государственных и муниципальных закупках по ФЗ-44 малых и средних предпринимательств. В 2013 году были утверждены директивы, направленные в 644 акционерных общества, работающих по 223-ФЗ, которые предписывали создание в государственных компаниях органов совета. Такие подразделения, считает правительство, могли бы реализовать общественную проверку эффективности организуемых госзакупок и разработать пилотные партнерские программы с предпринимателями малого и среднего сектора бизнеса.
Можно было бы ожидать, что столь ощутимый законодательный прогресс правительства РФ, проявленный в заботе о малом предпринимательстве страны, мог бы существенно наладить отношения между государством и предпринимателями, однако практика показывает слишком низкий уровень реализации правовых норм. Например, по данным Минэкономразвития, органы совета создали у себя только 6% из всех работающих в РФ акционерных обществ.

Внедрять у себя программы партнерства со средним и малым предпринимательством госкомпании также не торопятся. Только 9 из 644 акционерных обществ выполнили условия соответствующей директивы правительства. Артем Аветисян, занимающий пост председателя Клуба лидеров, говорит о сложностях попадания даже в созданные в программы партнерства. Для этого необходимо соответствовать предопределенным условиям:
·        иметь в наличии 2 выполненных договора по закупкам с отсутствием срывов или задержек;
·        пройти процедуры по определению соответствия требованиям, которые предъявляются к исполнителям госконтрактов.
После прохождения установленных заказчиком требований исполнитель, согласно условиям программы партнерства, сможет получить авансовый платеж по госзакупке в размере 30% от общей суммы.

Благодаря «контрольным закупкам» удалось выяснить, что само построение системы госзакупок не располагает к участию в ней малого бизнеса. Гендиректор ООО «Элен-Вест» Елена Дыбова, например, даже несмотря на свой опыт участия в закупках на электронных площадках, не смогла зарегистрировать свою заявку на электронной торговой площадке (ЭТП) Газпромбанка из-за повышенной сложности, предъявляемой к оформлению заявлений участников торгов.

Также, не каждый представитель малого бизнеса может потянуть оплату за участие в электронных торгах. Например, на ЭТП Газнефтеторг.ру разовое участие обходится в 10 000 рублей, а годовое – в 85 000 рублей. При этом следует учитывать, что даже в случае отклонения заявки деньги возвращены не будут.

Что же касается отказов госзакачиков от заявок претендентов, поступающих от малого бизнеса, то их представители рынка называют субъективными. Например, заявка предпринимателя Сергея Маркина на поставку продукции для «Газпром Газораспределение Волгоград» была отклонена ввиду отсутствия в поданной документации газового сертификата. При этом стоит отметить, что сертификат имеет статус «добровольного сертифицирования», стоит почти 2 млн. рублей и оформляется на протяжении года.

Предприниматели «Клуба лидеров» единственным выигранным тендером во время прохождения «контрольных закупок» называют поставку «Челныводоканалу» извести. На соответствующий тендер госзакупки подала заявку Ксения Меньшикова, коммерческий директор ООО «ГК Промышленные ресурсы». Изначально ее заявка была отклонена ввиду присутствия одной опечатки в дате бумажного документа, тогда как в электронной его версии все было указано верно. После рассмотрения жалобы Меньшиковой ФАС предписало заказчику провести повторный тендер, в котором «ГК Промышленные ресурсы» и удалось выиграть.

Стоит отметить, в «контрольных закупках» принимали участие предприниматели самых разных регионов России. Алексей Соколов, владеющий группой компаний «Сокол», не единожды подавал заявки на участие в госзакупках, однако безрезультатно. Предприниматель уверен, что в секторе строительных госзаказов между предпринимателем и заказчиком всегда находится архитектор, который и диктует правила. Из-за этого при выборе подрядчика чаще приоритет отдается более дорогой продукции, как правило, импортируемой из заграницы. Качество же импортных материалов, при этом, часто ниже отечественных аналогов, замечает предприниматель. Примером можно привести госзакупку санкт-петербуржского метрополитена, который закупил чешскую агломератную плитку за 2500 рублей за 1 м., оставив без внимания предложение российского производителя о плитке стоимостью 600 рублей за 1 метр.

Артем Аветисян, комментируя результаты проведения «контрольных закупок», отметил, что сейчас предпринимателю довольно сложно разобраться с системами ведения торгов на различных ЭТП. Для этого необходим специалист, оплата услуг которого может оказаться существенной для маленькой фирмы. Также на финансовый баланс предприятия оказывает давление высокий размер платы за участие в торгах.

Председатель «Клуба лидеров» заверяет, что предприниматели и дальше намерены вести проверку эффективности и удобства работы среднего и малого бизнеса на госзакупках. Это особенно важно с учетом новых законодательных норм об ужесточении последствий неисполнения государственными компаниями закона о госзакупках, которые вступят в силу в июле 2015 года.

http://torg94.ru/stat/4978.html