Заказчики и общественные контролеры госзакупок: трудности взаимодействия.

В статье 102 части 4 Закона о госзакупках ФЗ-44 прописаны требования о том, что запросы и обращения лиц о предоставлении какой-либо информации о закупках заказчики должны рассматривать на основе норм Закона ФЗ-59, который был принят в мае 2006 года.
В 7-ой статьей ФЗ-59 указано, что при письменном обращении гражданина к заказчику, он должен обязательно указать свое имя, фамилию, отчество, а также почтовый адрес, на который заказчик отправит ответ. Если же обращение гражданин посылает по электронной форме, то он также должен указать и электронную почту. В соответствии со статьей 11 Закона ФЗ-59 ответ не может быть дан на обращение, в котором отсутствует фамилия, имя или адрес обратившегося гражданина РФ.
Примером конфликтной ситуации можно привести случай из практики. К одному из тендеров в адрес Госкомитета Карелии по вопросам управления госимуществом и организации госзакупок поступило сообщение, адресатом которого являлся представитель Общероссийского Народного Фронта из проекта «За честные закупки». Он просил обратить внимание ведомства на определенную госзакупку, информацию о которой ОНФ разместил на своем сайте.
С одной стороны, госведомство должно было отреагировать на обращение, в соответствии с законодательными нормами РФ. Но учитывая статью 11 Закона ФЗ-59, в которой оговорена необходимость обращающихся граждан РФ предоставлять свои контактные данные, имя и фамилию, отправить свой ответ госкомитет не имел возможности.
Помимо несостыковки вышеописанных законодательных норм, Закон ФЗ-44 запрещает заказчику вести переговоры с кем-либо из участников госзакупки, кроме отдельно оговоренных случаев. Взаимодействия между заказчиком и претендентами торгов должны проводиться в рамках электронной торговой площадки. Для этого на ней предусмотрена возможность отправки запросов с просьбой о разъяснении непонятных положений документации закупки.
В приведенном выше примере госведомство вполне может допустить, что под лицом общественного проверяющего скрывается один из участников закупки. Если это так, и заказчик отреагирует на анонимное обращение, то впоследствии его могут обвинить в нарушении статьи 46 Закона ФЗ-44.
Чтобы подобных ситуаций не случалось, общественные организации, контролирующие госзакупки, должны самостоятельно продумывать механизмы контроля, не вводящие заказчиков в затруднительные положения. В приведенном выше случае представитель ОНФ мог бы, например, попросить подписать свое обращение уполномоченное лицо из своей организации с указанием всей необходимой информации в соответствии с ФЗ-59 статьи 7.
Такой подход к реализации общественного контроля не нарушал бы закона ФЗ-44 в сфере организации контроля госзакупок общественными лицами и исключил бы допущение нарушения заказчиком. Также это способствовало бы повышению ответственности руководителей общественников, которым пришлось бы отвечать за действия своих сотрудников, выступающих от их имени и пользующихся ресурсами организации.