• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Малышей обижают

Положенный процент закупок у малого бизнеса под угрозой.
Обязательный годовой объем закупок у субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) скоро должен составить 18%. Предписывающее увеличение доли (МСБ) в закупках правительственное постановление от 11 декабря 2014 г. N 1352 с 1 июля 2015 г. распространяется на компании с госучастием, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд руб., а с 1 января 2016 года и на все остальные. Однако минэкономразвития выступило с предложением снизить долю, руководствуясь тем, что требование закупать 18% работ и услуг у малых и средних компаний возникает со второй половины года, в то время как основные закупки уже проведены в первом полугодии.
Последнее время госкомпании провели большую работу по увеличению закупок у МСБ. В компаниях с госучастием начали создаваться совещательные органы по вопросам эффективности госзакупок, были утверждены программы партнерства с малым бизнесом. "Но до сих пор результаты нашего мониторинга выявляли достаточно низкий уровень выполнения правительственных директив. К примеру, из 664 акционерных обществ, которым были направлены поручения, лишь 40 создали совещательный орган, отвечающий за общественный аудит эффективности проводимых закупок, только 10 разработали программы партнерства с субъектами МСБ", - говорит Сергей Фахретдинов, член президиума генсовета "Деловой России".
Очевидно, что госкомпании готовятся к реализации документа медленнее, чем это следует делать. Минэкономразвития предложило смягчить предъявляемые к заказчикам требования и снизить долю малых и средних предприятий в закупках крупных госзаказчиков с 18 до 9% с учетом субподряда, а долю прямых договоров - с 10 до 5%.
Кроме требований, которые начинают действовать не с начала, а с середины года для выхода на большие объемы закупок у МСБ необходимо провести ряд усовершенствований. Это размещение информации о заказах на портале zakupki.gov.ru и использование пяти основных тендерных площадок для проведения закупок у МСБ (сейчас госкомпании в основном размещают заказы на собственных площадках, каждая из которых требует от участников значительную абонентскую плату). "Необходимо рекомендовать главам регионов перейти на централизованную систему закупок. Когда закупками занимаются профессионалы данной сферы", - отметил генеральный директор Национальной ассоциации института закупок (НАИЗ) Сергей Габестро. Это унификация требований к электронной цифровой подписи (ЭЦП). Сейчас каждая из площадок устанавливает собственные требования к ЭЦП. Это приводит к тому, что для участия в закупках на любой площадке нужна отдельная ЭЦП, что довольно затратно. В результате вокруг таких площадок собирается много "своих" компаний, конкуренция на таких торгах отсутствует. Проблему могла бы решить разработка единых правил проведения торгов на электронных площадках и использование единой электронной подписи для участия в них. Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) в свою очередь предлагает сформировать реестр поставщиков из числа малого и среднего бизнеса. Это значительно упростит подтверждение статуса компании при участии в закупках.

Внимание следует уделить и качеству созданных совещательных органов. Из 40 созданных совещательных органов по общественному аудиту эффективности закупок не более десяти можно считать работающими эффективно. Большинство же из них состоит из работников структурных подразделений самой компании, ее дочерних и аффилированных с ней структур. Поэтому необходимо определить состав совещательных органов. Решения этого вопроса намерена добиваться рабочая группа Агентства стратегических инициатив.

Минэкономразвития предложило смягчить требования к заказчикам

Также не понятно, каким образом планируется противостоять мошенническим схемам, к примеру, самым популярным из них. "Создается компания с одним учредителем и уставным капиталом в 10 тысяч рублей - формально это малая компания, которой уже можно отдать подряд, а по факту - предприятие, обладающее ресурсами и возможностями крупной организации, - рассказывает генеральный директор юридической компании URVISTA Алексей Петропольский. - Таким игрокам, учитывая их истинные масштабы, любые работы обойдутся гораздо дешевле, чем малому предприятию". Поэтому на аукционе они предложат максимально низкую цену за контракт - и выиграют. Настоящие малые компании, которые готовы выполнить заказ за среднюю стоимость, останутся в стороне. Кроме того, правила торгов часто позволяют аффилированным компаниям оттеснять из конкурса остальных. "Вот пример из практики: начинаются торги, в аукционе участвуют две аффилированные компании, - говорит Алексей Петропольский.-- За первую секунду торгов, когда еще не успела обновиться страница, цену предлагает одна компания, потом с шагом вниз на грани себестоимости выступает вторая компания. Ниже заявленной ею суммы войти в торги физически невозможно. Выигрывает компания, которая за копейки готова выполнить работу. Потом она оказывается несостоятельной, теряет обеспечительный взнос в размере 10%, и тендер исполняет первый участник".

Сегодня к проблеме закупок более всего подходит выражение о том, что "верхи не хотят, а низы не могут". "У предпринимателей зачастую нет достаточного опыта в подготовке к закупкам, не хватает человеческих ресурсов, более того, многие субъекты МСБ вовсе не верят в положительный результат участия в торгах", - отмечает председатель Комитета по экономике Московского отделения "ОПОРЫ России" Алексей Каневский. Госкомпании также не заинтересованы в увеличении доли закупок у малого и среднего бизнеса. "Они привыкли работать с проверенными поставщиками работ и услуг, которые могут дать понятный результат, - поясняет Каневский. - Более того, не все госзаказы содержат так называемую тему для малых предприятий, и чтобы соблюсти 18-процентную квоту, надо дробить какой-то опцион и выделять некоторые малые формы в отдельный аутсорсинговый проект, что требует административных и финансовых затрат".

"Российская газета" - Спецвыпуск "Юридический бизнес" №6683 (112)

http://www.rg.ru/2015/05/27/iniziativa.html#