Малышей обижают
Внимание следует уделить и качеству созданных совещательных органов. Из 40 созданных совещательных органов по общественному аудиту эффективности закупок не более десяти можно считать работающими эффективно. Большинство же из них состоит из работников структурных подразделений самой компании, ее дочерних и аффилированных с ней структур. Поэтому необходимо определить состав совещательных органов. Решения этого вопроса намерена добиваться рабочая группа Агентства стратегических инициатив.
Минэкономразвития предложило смягчить требования к заказчикам
Также не понятно, каким образом планируется противостоять мошенническим схемам, к примеру, самым популярным из них. "Создается компания с одним учредителем и уставным капиталом в 10 тысяч рублей - формально это малая компания, которой уже можно отдать подряд, а по факту - предприятие, обладающее ресурсами и возможностями крупной организации, - рассказывает генеральный директор юридической компании URVISTA Алексей Петропольский. - Таким игрокам, учитывая их истинные масштабы, любые работы обойдутся гораздо дешевле, чем малому предприятию". Поэтому на аукционе они предложат максимально низкую цену за контракт - и выиграют. Настоящие малые компании, которые готовы выполнить заказ за среднюю стоимость, останутся в стороне. Кроме того, правила торгов часто позволяют аффилированным компаниям оттеснять из конкурса остальных. "Вот пример из практики: начинаются торги, в аукционе участвуют две аффилированные компании, - говорит Алексей Петропольский.-- За первую секунду торгов, когда еще не успела обновиться страница, цену предлагает одна компания, потом с шагом вниз на грани себестоимости выступает вторая компания. Ниже заявленной ею суммы войти в торги физически невозможно. Выигрывает компания, которая за копейки готова выполнить работу. Потом она оказывается несостоятельной, теряет обеспечительный взнос в размере 10%, и тендер исполняет первый участник".
Сегодня к проблеме закупок более всего подходит выражение о том, что "верхи не хотят, а низы не могут". "У предпринимателей зачастую нет достаточного опыта в подготовке к закупкам, не хватает человеческих ресурсов, более того, многие субъекты МСБ вовсе не верят в положительный результат участия в торгах", - отмечает председатель Комитета по экономике Московского отделения "ОПОРЫ России" Алексей Каневский. Госкомпании также не заинтересованы в увеличении доли закупок у малого и среднего бизнеса. "Они привыкли работать с проверенными поставщиками работ и услуг, которые могут дать понятный результат, - поясняет Каневский. - Более того, не все госзаказы содержат так называемую тему для малых предприятий, и чтобы соблюсти 18-процентную квоту, надо дробить какой-то опцион и выделять некоторые малые формы в отдельный аутсорсинговый проект, что требует административных и финансовых затрат".
"Российская газета" - Спецвыпуск "Юридический бизнес" №6683 (112)