• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты ВШЭ не считают контрактную систему госзакупок по ФЗ-44 эффективной

Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) пришли к выводу о неэффективности нового закона о контрактной системе госзакупок 44-ФЗ. Свою позицию они описали в докладе "О системе госзакупок".
Согласно данным из доклада, наиболее коррупционный вид закупок (закупка у единственного поставщика) в 2014 году был использован на том же уровне, как и в 2013 году – 64,3% на государственных заказах и 62,3% случаях на муниципальных. При этом не было замечено увеличения конкуренции – на каждую закупку, в среднем, подало участие 2 исполнителя. Несостоявшимися было признано 40% проводимых госзакупок. Также эксперты отмечают меньшую экономию, достигнутую в ходе проведения тендеров и аукционов – 3,8% и 6,9% для государственных и муниципальных закупок соответственно.
С критикой в адрес новой контрактной системы госзакупок выступала ранее и Счетная палата, представители которой подсчитали, что за счет его реализации государству удалось сэкономить всего лишь 5% бюджетных средств.
С опубликованными Счетной палатой и ВШЭ данными не согласны чиновники Минэкономразвития, которые и подготавливали новый закон 44-ФЗ. Министерство также опубликовало свой отчет, согласно которому федеральный бюджет страны смог сэкономить на госзакупках 15% изначально выделяемых на них денег.
Расхождение в подсчетах трех ведомств можно объяснить разными источниками используемых ими данных. Так, ВШЭ брали данные из Росстата, Счетная палата ориентировалась на закупки, опубликованные на портале zakupki.gov.ru, а Минэкономразвития обратилось за информацией к Федеральному казначейству.
Представитель Счетной палаты сказал о том, что данные, представленные в Росстате, могут быть менее достоверными, чем информация, опубликованная на портале госзакупок zakupki.gov.ru. Но официальной статистикой считаются сведения Росстата, замечает Александр Шамрин, проректор ВШЭ. Он считает, что доверять порталу госзакупок можно разве что с натяжкой – на нем немало проводится тестовых торгов, встречаются технические сбои, а получить данные по закрытым торгам, проводимым с единственным поставщиком не всегда возможно. В Минэкономразвития соглашаются с проректором Шамриным, говоря что Росстат учитывает все госзакупки – закрытые и открытые, тогда как сайт zakupki.gov.ru размещает исключительно открытую информацию, а ведь именно в контрактах с единственным поставщиком достигается минимальная экономия бюджетных средств.
Шамрин отметил неэффективность многих нововведений системы закупок, благодаря которым 44-ФЗ должен был стать лучшей заменой былого 94-ФЗ. Например, систему планирования закупок госведомства и госпредприятия используют далеко не всегда, о чем свидетельствуют официальные данные. За период 2014 года из 81 госоргана только 6 опубликовали данные и графики о своих планируемых закупках и 68 сделали это в неструктурированном виде. Тщательное планирование закупок в ведомствах отсутствует, а многие из них так и остаются неосуществленными. Например, Минфин в 2014 году не разместил 23 извещения из организованных 56 закупок, Минстрой – 22 из 61, а Росстандарт – 15 из 22.
Поставщики по ФЗ-44 также имеют к закону претензии:
  • 27,4% опрошенных исполнителей считают высокими собственные траты, идущие на участие в государственных закупках;
  • 68% посчитали новые правила госзакупок более сложными, нежели они были раньше;
  • больше всего денежных средств и времени у 40,3% опрошенных ушло на оформление банковской гарантии, у 26,3% - на подготовку заявлений к закупкам, а у 23% - на получение электронной цифровой подписи (ЭЦП) и регистрацию на электронной площадке.
Согласно нынешним законодательным нормам, участникам и исполнителям госконтрактов приходится предоставлять банковскую гарантию на обеспечение контракта при любой его стоимости. Так, при начальной цене на госзакупку свыше 15 млн рублей приходится предоставлять обеспечение суммой, в 1,5 раза превышающей цену контракта. Раньше такого требования по многим госконтрактам не было, отмечают бизнесмены.
Давать окончательную оценку контрактной системе госзакупок пока рано, считает Татьяна Демидова, начальник Федеральной антимонопольной службы. В 2014 году закон еще не успел поработать в своем полном объеме – планирование закупок и контроль за исполнением контрактов еще не функционируют на должном уровне. Соглашаются с ней и эксперты ВШЭ, говоря, что ожидать позитивных изменений от внедрения закона ФЗ-44 стоит только к началу 2018 года. Сейчас же следует провести серьезную настройку всех процедур закупочного цикла, отметил Шамрин.

http://torg94.ru/stat/5121.html