• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цели и детали нового закона "О гособоронзаказе"

В середине июля 2015 года в России должен заработать новый закон "О гособоронзаказе", предложенный президентом РФ. В этой статье мы рассмотрим изменения, которые привнесет этот законопроект в систему оборонзаказа страны.
Поправки о банкахСистема контроля оборонзаказов
Одно из важных изменений нового закона – это создание в России межведомственной системы контроля, которую обяжут контролировать использование бюджетных средств при организации и выполнении контрактов по госзакупкам оборонной отрасли страны. Членами новой системы станут представители ФАС, Минобороны, Банка России и Росфинмониторинга.
Основой системы контроля станет база данных, в которую правительство собирается внести всю имеющуюся информацию об участниках госзаказов, госконтрактах, данные об их выполнении, а также о взаиморасчетах сторон. Также в базе будет содержаться информация о банковских учреждениях, уполномоченных выполнять обслуживание ОПК и банковских счетах, принадлежащих головным исполнителям контрактов.
Содержание и использование базы данных позволит обеспечить надежность взаиморасчетов и их прозрачность на госзакупках ОПК, защитить стратегически важную информацию и привлечь банковскую систему к контролю за использованием бюджетных расходов. На практике такие планы вполне могут оправдаться – за транзакциями одного банка следить гораздо проще, чем за несколькими предприятиями-смежниками, работающими с различными банковскими учреждениями, которые, в свою очередь, стремятся обеспечить конфиденциальность информации о своих клиентах.
Стоит выделить еще одну поправку, касающуюся банковской сферы – банковское сопровождение госконтрактов ОПК будет вестись бесплатно. Возможно, это подразумевает привлечение к обеспечению оборонзаказов только государственных банков или коммерческих, часть контрольного пакета которых принадлежит государству. Также плата не будет взиматься при переводе средств между банковскими учреждениями, что позволит не только сэкономить бюджетные деньги, но и снизит коррупцию в этом сегменте.

Контроль цен гособоронзаказов
Согласно новому закону, цены оборонзаказов должны контролироваться. Чтобы пресечь их необоснованное повышение, будет предпринят ряд мероприятий. Например, может быть введен запрет на действие или же бездействие поставщиков и исполнителей, которые необоснованно завышают цену на заказ или продукцию, не исполняют или плохо исполняют госконтракт, срывают сроки его исполнения и т.д.

Дополнительные полномочия ФАС
За деятельностью поставщиков и исполнителей гособоронзаказов будет следить ФАС, в чьи полномочия и функции добавлены новые пункты. Среди них:
·        порядок проведения проверок;
·        порядок и юридические нюансы возбуждения делопроизводства по фактам коррупции;
·        порядок рассмотрения и обжалования возбужденных дел по гособоронзаказам.
Согласно тексту пояснительной записки к закону, изменения вводятся для обеспечения защиты интересов госзаказчика оборонзаказа, головного и подрядных исполнителей, а также интересов РФ в сфере госзакупок ОПК.

Административная ответственность за нарушения закона «О гособоронзаказе»
Кроме изменений самого закона «О гособоронзаказе», законодательным изменениям будут подвержены нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях. В него, в частности, будут внесены поправки, описывающие порядок и правила проведения административных расследований правонарушений, касающихся сферы гособоронзаказа, а также правки об установлении ответственности за такие нарушения.
После принятия закона планируется достичь следующих целей:

·        предотвращение необоснованного завышения цен на гособоронзаказы;

·        повышение эффективности надзора и контроля за сферой госзакупок продукции оборонной промышленности;

·        устранение недостатков работы органов, контролирующих систему оборонзаказа.