Откровенные госзакупки. Контрактная система потребует от покупателей объяснений
Вчера на совещании с вице-премьерами Дмитрий Медведев сообщил, что подписал четыре постановления правительства, регулирующие планирование госзакупок. С 1 января 2016 года заказчики должны будут увязывать свои закупки с трехлетним бюджетом, указывать объем закупаемого товара и размещать данные о планах и ценах в единой информационной системе. Формально новое законодательство о контрактной системе действует в России с 2014 года — но еще на стадии его разработки тогда глава Минэкономики Эльвира Набиуллина говорила, что на полное его развертывание уйдет три года.
Половина этого срока ушла на разработку процедур планирования госзакупок — идеологически одной из важнейших частей контрактной системы. Это поможет "не только предотвратить возможные злоупотребления, но и деньги сэкономить, улучшить конкурентную среду для предпринимателей", отметил Дмитрий Медведев. Нововведения касаются всего массива заказов на федеральном, региональном и местном уровне, уточнил первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Порядок формирования, утверждения и ведения планов и планов-графиков должен быть установлен правительством. Как отмечается в опубликованных вчера постановлениях, в планы должна быть включена информация о закупках, извещение о проведении которых планируется разместить в очередном финансовом году, а также о закупках у единственных поставщиков. Кроме того, должны отражаться сведения о закупках, которые планируются по истечении планового периода. К плану закупок прилагаются обоснования по каждому объекту закупки.
Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок. По словам Игоря Шувалова, они позволят участникам рынка лучше готовиться к предстоящим торгам и, таким образом, развивать свой бизнес. В план-график включается перечень товаров, работ и услуг, которые будут закупаться. В нем также должны содержаться обоснования каждого объекта и способа определения поставщика, а также начальной цены контракта. "У нас, кстати, к начальной цене все время много претензий. Считается, что мы не умеем работать с этим как раз элементом, часто завышаем или не понимаем, какой должна быть реальная начальная цена на приобретаемые товары или услуги",— пояснил Игорь Шувалов. "Надеюсь, что мы действительно перейдем к новому уровню планирования закупок, поскольку федеральный бюджет — это большой ресурс, для того чтобы компании могли планировать свои бизнес-процессы",— заявил он.
По ст. 19 закона 44-ФЗ закупаемые товары или услуги должны "обеспечить государственные и муниципальные нужды", но не могут "иметь избыточные потребительские свойства или являться предметами роскоши". Как ранее отмечали аналитики НИУ-ВШЭ, введение этих принципов в законодательство в сфере госзаказа должно принципиально изменить взаимоотношения заказчиков и поставщиков — но влияние непосредственно на бюджетный процесс начнет оказывать через год после вступления в силу — в ходе бюджетного цикла 2017 года. "Создание законопроекта о нормировании шло так медленно в том числе потому, что для его полноценной работы также необходимо было разработать сопутствующий документ — классификатор товаров и услуг. Впрочем, он будет подготовлен лишь к 2017 году. Только при его наличии можно действительно определять, как должна выглядеть типовая закупка какого-то товара",— отметил первый проректор НИУ-ВШЭ Александр Шамрин.