• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Детали нового законопроекта Минэкономразвития про доступ МСП к госзакупкам

Авторы законопроекта предлагают наказывать те компании, которые не выполняют или выполняют некорректно нормативы объемов закупок у среднего и малого бизнеса. Правительство РФ еще 14 декабря 2014 года постановило отдавать МСП 18% всего объема госзакупок, сейчас же этот показатель находится в пределах 10-11%, говорит Сергей Варламов, занимающий пост советника председателя межотраслевого совета «Деловая Россия».
Наказывать нарушителей нормативов представители Минэкономразвития предлагают переводом их закупок под регулирование 44-ФЗ, требования которого жестче 223-ФЗ. Так, по закону 223-ФЗ государственные компании могут составлять для проводимых госзакупок собственное положение, в котором они могут уточнять особенности приема заявок и проведения конкурса. В 44-ФЗ процедура установлена стандартная для всех, за нарушение которой заказчики поплатятся штрафами, рассказал член генерального совета «Деловой России» Сергей Габестро. Примером можно привести размер штрафа за не выполненное размещение данных о проводимой закупке, который для госкомпаний может составить 500 000 рублей, а для физлиц – 50 000 рублей.
Также Минэкономразвития внесло предложение об ограничении возможности выбора госкомпаниями процедуры закупки. Представители министерства предлагают разрешить заказчику выбирать способ организации закупки только тогда, когда стоимость госконтракта выше определенной планки (точный размер этой суммы будет указан правительством, в Минэкономразвития считают оптимальной сумму 200 млн рублей). Согласно этим поправкам законодательства, госзакупки меньшей суммы должны будут осуществляться по одной из процедур, определенной правительством в специальном перечне.
После ввода таких ограничений министерство рассчитывает на повышение доли закупок, проводимых через аукционы и конкурсы. Сейчас же госзаказчики избегают их, проводя закупки через «иные способы» - их объем достигает 41% от общего количества закупок государственных и муниципальных учреждений. Под «иным способом» закупки зачастую подразумевается госзакупка у единственного поставщика. Чаще условия таких тендеров непонятны потенциальным исполнителям, а сами они проводятся на неконкурентных условиях.
Еще одно положение предлагаемого Минэкономразвития законопроекта – лишение некоторых госкомпаний права по установлению внутренних положений о проводимых ими госзакупках. Так министерство собирается заставить их пользоваться типовыми положениями, запретив им прописывать свои требования к исполнителям.
Чтобы не допустить злоупотреблений госзаказчиками при отборе участников госзакупок, Минэкономразвития предложило запретить им прописывать требования к юридическим и физическим лицам в своих положениях о закупках. Однако в закупочной документации к единичной закупке заказчик все же сможет установить отборочные требования к претендентам.
Мнения экспертов рынка
Виктор Степанов, вице-президент «Опоры России», считает, что законопроект в большей своей части посвящен переводу госзакупок на конкурентные процедуры. Если этот процесс будет стандартизован, то принимать в них участие малому и среднему бизнесу станет проще.
Другие эксперты отрасли отзываются о законопроекте Минэкономразвития достаточно скептично. Сергей Габестро высказал мнение о том, что новые правки в закон о госзакупках не упростят доступ к ним представителям МСП, так как установленные государством квоты могут быть успешно имитированы представителями крупного бизнеса – им достаточно создать компанию-посредника и через нее подряжаться на госзакупки, которая будет передавать весь объем работ головной организации по субподряду.
С критикой закона выступил и Александр Шохин, глава РСПП. Он считает, что Минэкономразвития своими мерами привнесет в сферу госзакупок административное понуждение к следованию правилам, но не создаст стимулов МСП подряжаться на госзаказы. Ввиду наличия в законе таких недостатков Александр Шохин просит вице-премьера Игоря Шувалов дать поручение о доработке законопроекта. Если его ввести в действие в том виде, в котором он был предложен Минэкономразвития, то госкомпании будут вынуждены увеличивать сроки закупочных процедур, выполняя целый ряд новых требований по их проведению.
Юлия Тормагова из юридической компании «Vegas Lex» считает, что ограничение права госкомпаний создавать внутренние положения о госзакупках и требования к претендентам не соотносятся с  набором нюансов, спецификой и масштабом работ крупных компаний. Если закон будет принят, то заказчики не смогут установить даже ориентировочных требований к претендентам планируемых госзакупок, например, требование о дееспособности исполнителя или требование об обязательном раскрытии документации. Такой подход к ведению закупок по 223-ФЗ создаст условия, при которых любой желающий сможет стать их участником.
Антон Соничев, адвокат компании «Деловой фарватер», считает, что несмотря на неудобства нового закона для госзаказчиков, для государства он может стать эффективной мерой, позволяющей контролировать госзакупки и реагировать на возможные нарушения более оперативно.
В самих же госкомпаниях закон комментируют неохотно. Например, в «Роснефти» по теме доступа МСП к госзакупкам сообщили о создании в компании консультативного совета, который будет проводить общественный аудит эффективности госзакупок у среднего и малого бизнеса. По самому законопроекту Минэкономразвития комментариев у «Роснефти» журналистам издания «РБК» получить не удалось. «Российские железные дороги» на вопрос по обсуждаемой теме ответили о проводимом анализе законодательного документа, после чего госкомпания сообщит о своей позиции в соответствующие ведомства. Также в «РЖД» добавили, что норма обеспечения МСП 18% госзаказов на 2015 год не проработана – до конца года осталось 6 месяцев, и как считать эту долю не ясно. «Газпром» на запрос журналистов ответа не дал.