• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что мешает малому и среднему бизнесу работать с системой госзакупок?

Рынок госзакупок России с учетом закупок государственных компаний составляет 15 трлн рублей. Такой объем средств может быть использован для развития МСП, в том числе и инновационного. Для доступа к этому рынку малых компаний никакого бюджетного инвестирования не нужно, что нельзя сказать о МСП, для поддержки которого государство вводит различные меры поддержки.
Уже не в первый раз среднему и малому бизнесу пытаются открыть путь в систему госзакупок, выделяя на это квоты. Первый раз госзаказчиков обязали заключать 10% контрактов с МСП, в 2014 году – 15%, а в июле 2015 года правительство планирует увеличить планку до 18%, из которых 10% госконтрактов необходимо будет заключать напрямую и 8% - с субподрядчиками. Однако все меры квотирования не помогают решить проблему доступа МСП к госзакупкам.
Работа под маленькие фирмы
Согласно закону, при расчете квоты МСП заказчики должны принимать в расчет процент заключенных соглашений с компаниями, которые задекларировали свою принадлежность к малым предпринимательствам. Таким образом, чтобы обойти квоту, исполнителю госзакупки достаточно представиться малым предприятием, что даже документально не нужно доказывать. На практике случались прецеденты, когда «малыми» называли себя компании, входящие в сотню лучших по выручке.
Для обхода квоты госзаказчики также активно используют приписки, создают фиктивные малые фирмы, подделывают отчетность – составляют договора не на реального исполнителя госзакупки, а сторонние фирмы. Традиционной же схемой считается адаптация конкурсной документации под определенных поставщиков. Таким образом, участники электронных торгов часто сталкиваются с показушной конкуренцией и рейдерством.
Проблемы с новаторством на госзакупках
Есть проблемы в системе госзакупок и с поставками инновационной продукции. При нынешних условиях конкурировать поставщику современных новаторских решений с традиционными продуктами непросто. Чтобы внедрить ту или иную новаторскую продукцию требуется несколько лет. Кроме того, госзаказчики не располагают должной информацией о характеристиках и возможностях инновационных материалов. Также нет и норм, регламентирующих полный спектр требований к ним. Все это склоняет заказчика к выбору традиционных материалов, которые точно будут приняты Главгосэкспертизой.
В 2013 году «Деловая Россия» выступила инициатором разработки дорожной карты, касающейся расширения доступа МСП к госзакупкам. В ней был учтен опыт работы в этой сфере, что позволило прописать в документе наиболее эффективные механизмы - создание совещательных органов при госструктурах, цель работы которых должна быть сведена к:
  • проведению аудита тендеров;
  • увеличению электронных торговых процедур;
  • выделению квоты на госзакупки инновационной продукции;
  • ускорению сроков подписания контрактов и оплаты работы по ним;
  • введению минимального 30% авансирования заключаемых контрактов.
Такие меры дали положительные результаты. За семь месяцев работы дорожной карты участие МСП в госзакупках возросло на 43,47%, а общая сумма заключенных с ними госконтрактов составила 217,7 млрд рублей. Также многие госкомпании создали совещательные органы, занимающиеся вопросами эффективности проведения госзакупок.
Сейчас от госкомпаний часто можно слышать укор в сторону МСП об их малом желании принимать участие в тендерах. На это предприниматели отвечают, что их активность нужно простиммулировать, например, размещением всех проводимых закупок на официальном портале zakupki.gov.ru. Сейчас этого многие не делают. Малому и среднему бизнесу также создают барьеры избыточные требования к документообороту и электронной цифровой подписи. Чтобы иметь возможность участвовать в тендерах любой госкомпании, приходится получать несколько различных ЭЦП, что ощутимо отражается на финансовых активах небольшой компании.
Что нужно малому бизнесу?
Все вышеприведенные проблемы представляют собой преграды, но есть и такие вопросы, без решения которых МСП в большей своей массе так и не сможет подступиться к госзаказам.
1.    Отсутствие списка профессиональных поставщиков. К 1 октября этого года в правительстве должен быть подготовлен единый реестр субъектов МСП. Он должен стать, своего рода, репутационным ориентиром для малых фирм, а для крупного предпринимательства – источником информации о профессионализме и качестве работы малого бизнеса. После введения единого реестра упростится привлечение МСП к цепочкам поставщиков. Еще одно важное качество реестра – возможность узнать отрасль деятельности и продукцию каждой компании, наличие у нее сертификатов соответствия, опыта в госзакупках, кредитной истории.
Сейчас задачу по созданию единого реестра поставщиков поручили налоговой службе, но ей одной сделать эту работу не под силу. К созданию реестра вместо налоговой стоило бы привлечь некоммерческую организацию, созданную объединениями предпринимателей, Росреестром, ФНС и Минэкономразвития. Затем готовый реестр следовало бы интегрировать с официальным сайтом госзакупок.
2.    Бесполезность совещательных органов. Из всех 664 госкомпаний только 40 организовали советы по общественному аудиту планируемых и проводимых госзакупок. Из них только 10 можно назвать работающими, в остальных члены совещательного органа представлены сотрудниками или самой компании или аффилированных с ней структур.
3.    Отсутствие возможности инновационного внедрения. Несмотря на активный интерес госзаказчиков к внедрению технологических инноваций, осуществить свое стремление им мешает наличие административных барьеров. «Деловая Россия» предложила несколько проектов, призванных преодолеть их. Например, бизнесмены предлагают внести изменения в документ по техническому регламенту о безопасности сооружений, что позволит внедрять в строительные отрасли инновационные материалы.
Также предприниматели советуют правительству ввести для госзакупок инновационной продукции новые критерии. Закупать ее можно было бы по специальным процедурам и квотам с ориентировкой на долгосрочное сотрудничество с исполнителем.
В общем, необходимо практиковать закупку эффективных, а не дешевых материалов и оборудования, и заменить контроль проведения тендеров по формальным критериям на оценивание их результатов – стали ли они причиной повышения эффективности работы предприятия.

http://torg94.ru/stat/5244.html