Сложности отбора исполнителей на региональных госзакупках услуг СМИ
Из всех 30 госконтрактов 2/3 досталось одной компании — ВГТРК. В других конкурсах победителями были признаны следующие медиа: «РТРС», «Альфа-Медиа», «Амурский медиа центр», «Сэгит» и ГБУ «Амур Медиа».
Что же касается заработанных на госзакупках денег, то ВГТРК в общей сумме досталось 46,725 млн рублей.
В 2015 году (до сентября месяца) на портале госзакупок власти Приамурья опубликовали 11 пиар-тендеров, в 6 из которых победила все та же ВГТРК. Другие госзаказы распределились между «Паблик-Имидж», «РТРС» и «Амурский медиа центр».
В основном, главным критерием госзакупок услуг СМИ заказчики выставляют их охват вещания. Этот показатель в конкурсах, обычно, установлен на уровне 90-96% охвата зоны территории региона. Однако судить по зоне охвата, как о показателе вовлеченности населения, нельзя.
Местное ОНФ изучило эту ситуации и решило, что в ней стоит разобраться ФАС. Но антимонопольное ведомство не нашло нарушений в составлении технических заданий госзакупок услуг СМИ в Приамурье, а критерий оценки по территориальному охвату не ограничивает конкуренцию на конкурсе, решили в ведомстве.
Валерий Алексеев, представитель ОНФ, отметил, что неопределенность критериев присутствует во многих госзаказах услуг СМИ, и это должны иметь ввиду те региональные издания, которые решат идти на госзакупки.
Нынешнее законодательство никак не регламентирует порядок оформления условий в тендерах на освещение деятельности представителей власти, поэтому выбирать исполнителей они могут по своему усмотрению.
Валерий Алексеев также не знает единого оправданного критерия закупки услуг СМИ. Если взять в качестве основного условия тираж издания, то госзаказчик может и не получить то, ради чего он закупает услуги — повышение уровня популярности. Ведь, некоторые издания специально накручивают свой тираж, то есть фактически они издают 10 000 номеров, 9 000 тут же режется в типографии, а остальная 1 000 раскидывается по почтовым ящикам. Также нужно учесть и маленькие газетки вроде «Все для вас», которые издаются и раздаются людям бешенными тиражами, но в плане журналистики интереса они не представляют.
Еще одна проблема госзакупок в сфере СМИ — отсутствие размежевания между электронными и печатными средствами массовой информации. Системного решения этой проблемы пока нет. Есть только предложение обязать представителей власти размещать тендеры для электронных СМИ отдельно от печатных изданий. Сейчас же власти иногда платят за публикацию материалов, выложенных в газете PDF-формата на одноименном сайте печатного СМИ, рассуждает Алексеев. Но ведь стоит учитывать, что электронную версию газеты читает совсем другое количество людей, чем популярный ее печатный аналог.
Другие регионы РФ придумают свои ноу-хау ввиду сложившейся ситуации. Например, представитель хабаровских СМИ рассказал на форуме, что в качестве критерия отбора подходящих изданий в их региональных тендерах используется индекс идеологического воздействия.
По итогам форума представители ОНФ решили вынести вопрос о закупках в сфере СМИ на обсуждение с представителями Минэкономразвития.