• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Игорь Шувалов намерен обязать крупные частные компании закупать продукцию у малого бизнеса

Игорь Шувалов, вице-премьер РФ, предложил открыть доступ малому бизнесу к закупкам частных компаний. Соответствующие поправки он разрабатывает совместно с ФАС. Напомним, малое предпринимательство уже имеет доступ к закупкам госкомпаний.
Шувалов считает, что его инициатива поддержит малый бизнес в нынешних условиях дорогих кредитов в банках. Основой идеи послужил аналогичный закон США, где частные компании, имеющие определенную сумму финансового оборота, должны закупать 23 или более процентов у представителей малого бизнеса. Яна Яковлева, из общественной организации «Бизнес солидарность», считает, что такая поддержка бизнесу нужна, но перед введением госпрограммы в действие ее нужно тщательно проработать.
Яковлева напомнила, что в развитых странах малый бизнес поставляет большинство продукции не только по госзакупкам, но и по закупкам частных компаний. Например, самолеты Boeing собираются из узлов, многие из которых изготавливаются на предприятиях малого бизнеса. Но в России малый бизнес сейчас задушен, считает председатель организации «Бизнес солидарность», на рынке практически нет малых компаний, производящих что-либо. Открытым остается вопрос и с банками — будут ли они выдавать кредиты на основе заключенных с крупными заказчиками контрактов.
В РФ сейчас действует подобная поддержка малого и среднего бизнеса в сфере госзакупок компаний — государственные компании обязаны закупать у представителей малого и среднего предпринимательства (МСП) 18% из всего количества приобретаемых товаров, услуг и работ. Что же касается порога закупок частных компаний, то он еще не определен, заявили в секретариате вице-премьера России. Он будет согласован в ФАС, уточнили там.
Алексей Петропольский, гендиректор юридической фирмы «Urvista», не уверен в эффективности будущих поправок. Он указывает на работу статьи о поддержке малого бизнеса в законе о госзакупках, которую с легкостью обходят как заказчики, так и исполнители. Чтобы добиться показателя в 18% закупок у МСП, они создают фиктивные компании с номинальными учредителями и выводят их на торги, на которых и выигрывают. Такой же механизм обхода закона может быть реализован и в сфере закупок частных компаний, уверен Петропольский. Чтобы не допустить этого, необходимо создать систему профотбора  компаний малого предпринимательства. Тогда действительно, деньги могут дойти до реальных представителей МСП.
Сергей Габестро, руководитель Национальной ассоциации институтов закупок, уверен, что нельзя обязывать крупные частные компании сотрудничать с представителями малого бизнеса. Реализация квот закупок у МСП еще не отлажена в сфере госзакупок, напоминает он.
Габестро согласен с тем, что малый и средний бизнес нужно поддерживать. Но делать это можно и другими средства, например, дать МСП иммунитет от антимонопольного преследования, ввести дорегулирование. Но если внедрить законодательную инициативу Шувалова, то крупные компании станут предметом контроля антимонопольных органов, что потребует лишних трат и издержек. Руководитель Национальной ассоциации институтов закупок предлагает сначала навести порядок в реализации помощи МСП на госзакупках.
Александр Мачевский, представитель секретариата Игоря Шувалова, уверен, что малый бизнес должен быть в приоритете у государства в отношении представителей крупного предпринимательства. Контрактную систему госзакупок правительство намерено совершенствовать в любом случае, рассказал он, но работать с крупным частным бизнесом пора начинать уже сейчас. Что же касается опасности повышения коррупции в сфере закупок частных компаний, то Мачевский отметил ее существование и без внедрения госрегулирования.
Согласно данным «Опоры России», в закупках государственных компаний сейчас участвует примерно 24% представителей малого бизнеса. Но только 30% из них считают, что тендеры госзакупок проводятся честно.

http://torg94.ru/stat/5955.html