Игорь Шувалов намерен обязать крупные частные компании закупать продукцию у малого бизнеса
Яковлева напомнила, что в развитых странах малый бизнес поставляет большинство продукции не только по госзакупкам, но и по закупкам частных компаний. Например, самолеты Boeing собираются из узлов, многие из которых изготавливаются на предприятиях малого бизнеса. Но в России малый бизнес сейчас задушен, считает председатель организации «Бизнес солидарность», на рынке практически нет малых компаний, производящих что-либо. Открытым остается вопрос и с банками — будут ли они выдавать кредиты на основе заключенных с крупными заказчиками контрактов.
Алексей Петропольский, гендиректор юридической фирмы «Urvista», не уверен в эффективности будущих поправок. Он указывает на работу статьи о поддержке малого бизнеса в законе о госзакупках, которую с легкостью обходят как заказчики, так и исполнители. Чтобы добиться показателя в 18% закупок у МСП, они создают фиктивные компании с номинальными учредителями и выводят их на торги, на которых и выигрывают. Такой же механизм обхода закона может быть реализован и в сфере закупок частных компаний, уверен Петропольский. Чтобы не допустить этого, необходимо создать систему профотбора компаний малого предпринимательства. Тогда действительно, деньги могут дойти до реальных представителей МСП.
Сергей Габестро, руководитель Национальной ассоциации институтов закупок, уверен, что нельзя обязывать крупные частные компании сотрудничать с представителями малого бизнеса. Реализация квот закупок у МСП еще не отлажена в сфере госзакупок, напоминает он.
Габестро согласен с тем, что малый и средний бизнес нужно поддерживать. Но делать это можно и другими средства, например, дать МСП иммунитет от антимонопольного преследования, ввести дорегулирование. Но если внедрить законодательную инициативу Шувалова, то крупные компании станут предметом контроля антимонопольных органов, что потребует лишних трат и издержек. Руководитель Национальной ассоциации институтов закупок предлагает сначала навести порядок в реализации помощи МСП на госзакупках.
Александр Мачевский, представитель секретариата Игоря Шувалова, уверен, что малый бизнес должен быть в приоритете у государства в отношении представителей крупного предпринимательства. Контрактную систему госзакупок правительство намерено совершенствовать в любом случае, рассказал он, но работать с крупным частным бизнесом пора начинать уже сейчас. Что же касается опасности повышения коррупции в сфере закупок частных компаний, то Мачевский отметил ее существование и без внедрения госрегулирования.
Согласно данным «Опоры России», в закупках государственных компаний сейчас участвует примерно 24% представителей малого бизнеса. Но только 30% из них считают, что тендеры госзакупок проводятся честно.