Корпоративные закупки: единые требования к прозрачности
Повышение эффективности и прозрачности деятельности компаний с государственным участием является одним из главных приоритетов Открытого правительства наряду с повышением открытости госзакупок. Большое внимание уделяется в этой связи совершенствованию закупочной деятельности госкомпаний, которая регулируется 223-ФЗ. Ряд поручений в этом направлении дал ранее Президент РФ Владимир Путин. В частности, он ранее поручил Правительству расширить доступ малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний.
Таким образом, эти компании обязаны будут покупать продукцию по определённой корпоративной процедуре, рамки которой должны быть заданы законом. Закон можно было бы распределить сначала на публичные компании с годовым оборотом свыше 5 млрд рублей, а новую процедуру запустить с 1 января 2017 года.
По мнению Игоря Шувалова, время рецессии и отсутствия «лишних денег» лучше всего подходит для изменения правоприменительной практики в части закупочной деятельности. А наиболее эффективным инструментом для совершенствования закупочной деятельности компаний должны стать «неподкупные, совершенно прозрачные электронные торги», считает первый вице-премьер. При этом нужно определить в законе требования к площадкам и их количество и дополнительно определить, кто будет осуществлять за ними контроль.
Поправки в 223-ФЗ необходимо сделать более комплексными, осознанными и взвешенными, а не вносить фрагментарные изменения, сказал первый вице-премьер.
По мнению экспертов и чиновников экономического блока, изменения в 223-ФЗ давно назрели. Чтобы исправить ситуацию, Минэкономразвития разработало поправки в 223-ФЗ, они приняты Госдумой в первом чтении, уже подготовлены предложения ко второму чтению законопроекта.
Закупки госкомпаний и госкорпораций далеки от прозрачности: по данным ФАС, почти 90% закупок приходится на единственных поставщиков. Говорить в таких условиях о конкуренции и поддержке малого бизнеса нельзя, признал в ходе дискуссии глава ФАС Игорь Артемьев.
Он обратил внимание на необходимость прописать в 223-ФЗ понятие конфликта интересов — в ФЗ-44 оно уже прописано. Кроме того, по его словам, необходимо активно включать в работу советы потребителей. Они уже сформированы при восьми естественных монополиях при участии Экспертного совета при Правительстве РФ.
Совершенствовать закупочную деятельность госкомпаний поможет, по словам Игоря Артемьева, и Стандарт закупочной деятельности, который уже разработан.
Не способствует прозрачности закупок и наличие многочисленных электронных торговых площадок, которые никак не контролируются. Возникают опасения, что площадки зарабатывают на предоставлении специфических услуг, отметил замглавы Минэкономразвития Евгений Елин.
А недостоверная стартовая информация не даёт поставщикам сориентироваться: сейчас 565 заказчиков позиционируют себя как госкомпании, что не соответствует действительности.
По данным аудитора Счетной палаты Максима Рохмистрова, экономия при закупках госкомпаний значительно меньше, чем при госзакупках: 0,5% против 7,5%. По его мнению, ресурс модернизации 223-ФЗ уже исчерпан: оценить эффективность закупочной деятельности он не позволяет. При этом чем ближе к 44-ФЗ положение о закупках той или иной компании, тем эффективнее закупки и выше экономия.