Госзаказчики могут получить право на опционы
Чтобы построить объект с уникальным оборудованием, проект должен быть написан именно под это оборудование, считает директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов.
Новый вид контрактов может появиться при госзакупках инновационной, высокотехнологичной или уникальной продукции. Проект изменений в закон о контрактной системе, подготовленный Минэкономразвития, вынесен на общественное обсуждение. Касается он закупок оборудования для особо опасных объектов. Это объекты атомной энергетики, космической и железнодорожной инфраструктуры, гидротехнические сооружения, ЛЭП (напряжение 330 кВ и более), тепловые электростанции (мощностью 150 МВт и выше), метро и морские порты. Поправки разработаны по поручению правительства, уточнил представитель Минэкономразвития. Это предложение «Росатома», сказал директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов. «Росатом» закупает оборудование, используя в том числе бюджетные средства, поэтому попадает под действие закона о госзакупках, говорит чиновник Минэкономразвития.
Чтобы построить объект с уникальным оборудованием, проект должен быть написан именно под это оборудование, говорит Чемерисов, на практике возникают проблемы. Объединять строительство и закупку оборудования удобно не всем заказчикам: в контракте нельзя указать определенную марку товара, закон обязывает оставлять возможность поставки его эквивалента, который может не вписаться в проект. Проблемы возникают и если заключать три контракта, объясняет Чемерисов: сначала проект завода, затем строительство и потом покупка оборудования, которое может просто не влезть в готовые стены. Случается, что, например, купленные томографы просто невозможно собрать в построенных помещениях, подтверждает начальник отдела регулирования контрактной системы управления муниципального заказа Челябинска Марина Кашкарева.
Законопроект разрешает заказчику до начала проектирования объявить конкурс на поставку оборудования, заключить контракт и зафиксировать цену, рассказывает Чемерисов. Заказчик сможет отказаться от покупки, если не получит денег из бюджета. Но тогда он не будет проводить конкурс на строительство – не может быть так, чтобы деньги на строительство выделили, а на оборудование – нет, объяснил Чемерисов. Срок, на который может быть отложена поставка и оплата товара, в проектФАС считает, что проект угрожает конкуренции: не говорится, как именно оборудование будет связано с объектом строительства, отмечает представитель ведомства.
Сейчас торги на закупку оборудования проводятся после получения положительного заключения экспертизы, но они могут не состояться, тогда переносятся сроки строительства – простой неизбежен, отмечает представитель «Росатома». Поправки позволят избежать этого, продолжает он.
Законопроект очень узкого спектра действия, считает Кашкарева, можно было бы распространить его и на сложные объекты, не подпадающие под определение «особо опасные». А в случае медицинского высокотехнологичного оборудования лучше перейти к закупкам под ключ крупных медицинских центров – одновременно поставка оборудования, и проектирование, и строительство, предлагает она.
Изменения могут не понравиться поставщикам, считает Кашкарева: поставка замораживается до проектирования, а фактически до строительства, за это время цена может измениться, оборудование устареть, а заморозить его на складе рискованно, поскольку заказчик может не получить в будущем деньги из бюджета. Есть опасность, что оборудование устареет, согласен представитель ФАС.