Итоги дискуссии "Правильные корпоративные закупки. Как развивать конкуренцию?"
В случае реализации этих инициатив, госкомпании в отличие от частных организаций будут вынуждены закупать работы, продукцию и услуги по определенной законом процедуре. Игорь Шувалов отмечает, что с 1 января 2017 года можно было бы подвести под новые нормы закона госкомпании, имеющие годовой оборот выше 5 млрд рублей.
Игорем Шуваловым уверен в необходимости внесения в закон 223-ФЗ комплексных поправок, а не разовых изменений. Чиновники и эксперты соглашаются с вице-премьером. Минэкономразвития уже разработало некоторые из требуемых участниками рынка поправки в закон о закупках госкомпаний, они уже прошли в Госдуме первое чтение и документ подготавливается ко второму рассмотрению депутатами.
Глава ФАС Игорь Артемьев обратил внимание присутствующих на один среднестатистический показатель — на сегодня порядка 90% контрактов госкомпаний заключаются с единственными поставщиками. При таком показателе говорить о наличии конкуренции и поддержке среднего и малого предпринимательства нельзя, уверен он.
Также Артемьев считает, что в законе 223-ФЗ необходимо прописать понятие конфликта интересов, которое уже внесено в закон 44-ФЗ. Улучшит ситуацию и включение в работу советов потребителей, которые сформированы при 8-ми госкорпорациях с участием Экспертного совета. Еще одна необходимая для системы госзакупок мера — введение Стандарта закупочной деятельности, который на данный момент уже разработан.
Евгений Елин, заместитель главы Минэкономразвития, в свою очередь отметил наличие на рынке закупок госкомпаний большого количества ЭТП, что снижает уровень прозрачности системы. Также, по его мнению, есть опасения о заработке этих площадок на предоставлении специфических услуг. Недостаточная проработка ведется и в области отделения государственных и частных компаний на работающих ЭТП. Сейчас 565 заказчиков называют себя госкомпаниями, хотя не являются таковыми.
Максим Рохмистров, аудитор Счетной палаты, отметил разницу показателей экономии на тендерах госзакупок и закупок госкомпаний. Первые, проводимые по закону 44-ФЗ, позволили сэкономить заказчикам 7,5% первоначально выделенных ими средств. Но экономия вторых (закупок госкомпаний, проводимых по 223-ФЗ) составляет лишь 0,5%. Также Рохмистров отметил, что схожесть положений о закупках отдельных госкомпаний с положениями 44-ФЗ только положительно сказывается на эффективности их закупок и экономии на них.