Конкурентные ведомства АТЭС обменялись опытом выявления картелей при госзакупках
Так, в Мексике удалось раскрыть картель при закупках внутривенных препаратов для Института социальной безопасности (IMSS).
К конкурентному ведомству за помощью обратился сам заказчик, заподозрив, что цены на внутривенные препараты гораздо выше, чем на рынке. С конкурентным ведомством он активно сотрудничал в ходе всего расследования.
Прямых доказательств картеля конкурентному ведомству обнаружить не удалось. В суде использовались результаты экономического анализа и косвенные доказательства – факты телефонных звонков в период проведения торгов.
Экономический анализ показал, что компании действительно завышали цены. Переплата за инсулин, например, составляла более 57%, по всем закупаемым препаратам – более 46 млн долларов (по ценам 2014 г.). На эти деньги можно было купить 722 машины скорой помощи или более 2 тыс. инкубаторов.
Также было установлено, что компании звонили друг другу. К содержательной части разговоров у мексиканского ведомства, как и у российского, доступа нет. В Тайване другая сложность – данные по звонкам хранятся всего полгода.
Кроме этого, мексиканское ведомство провело анализ случайной вероятности обнаруженного поведения участников торгов. Анализ показал, что это не совпадения, это сговор.
«В России тоже были такие случаи, когда конкурентная борьба между одними и теми же участниками торгов отсутствовала в ходе значительного количества аукционов, – добавил представитель Управления по борьбе с картелями Мухамед Хамуков. – Для того чтобы придать вес этим косвенным доказательствам, мы привлекли независимых экспертов, которые с использованием теории вероятности, теории игр и математических методов пришли к выводу, что такое поведение участников торгов в отсутствие антиконкурентного соглашения не вероятно. Выводы экспертов стали одним из доказательств заключения этого картеля».
В апреле 2015 года Верховный суд Мексики поддержал решение конкурентного ведомства. Участниками картеля были признаны 6 фармкомпаний и 8 физлиц. Общая сумма штрафов составила 11 млн долларов.
В России с появлением электронной процедуры проведения госзакупок вероятность выявления картелей значительно выросла. Мухамед Хамуков продемонстрировал участникам семинара ряд успешных примеров.
«Ресурсы единой информационной системы позволяют нам оценить состояние конкуренции в сфере государственных закупок, а также на рынках поставок отдельных товаров и услуг. Используя определенные инновационные методы и ресурсы электронных баз, можно установить признаки сговора, а зачастую обнаружить и прямые доказательства. Кроме этого, мы смогли существенного сократить сроки обнаружения картелей и сбора доказательств», – отметил Мухамед Хамуков.
Создать картель теперь тоже не так просто. Анонимность участников существенно сокращает возможность появления антиконкурентных соглашений.
Представители конкурентных ведомств Азиатско-тихоокеанского региона оценили эффективность выявления сговоров на торгах с использованием российской электронной системы госзакупок и выразили заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве и обмене опытом в этой сфере.