• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Субподрядчиков вводят в контрактную систему

Правительство хочет знать, с кем имеет дело.
Минэкономики продолжает править закон о контрактной системе. Новые законопроекты, опубликованные ведомством, требуют раскрывать субподрядчиков по дорогим госконтрактам — для борьбы с "откатами" и коррупционными схемами — и поднимают контроль над муниципальными закупками на уровень субъектов РФ. Проверять региональных контролеров будет ФАС — в службе и на рынке приветствуют новации, говоря, что, по сути, муниципального контроля закупок в РФ де-факто и не было.
В соответствии с планом Генпрокуратуры по борьбе с "откатами" (утвержден указом президента N226 от 11 апреля 2014 года) Минэкономики опубликовало поправки к закону о контрактной системе, требующему раскрытия информации о привлекаемых поставщиками субподрядчиках и соисполнителях госконтрактов и согласования с ФАС возможности заключения контрактов с единственным поставщиком при привлечении им субподрядчиков с долей более 10% цены контракта.
Сейчас информация о субподрядчиках предоставляется заказчику, но не раскрывается публично (по федеральным контрактам дороже 1 млрд руб., по региональным — дороже 100 млн руб.). Новый механизм "обеспечит распространение общественного контроля и сделает публичными факты привлечения недобросовестных посредников",— надеются в министерстве, отмечая, что через посредников реализуется ряд коррупционных схем — в том числе с участием организаций, аффилированных с должностными лицами заказчика. Инициатива Минэкономики предполагает снижение и ценового порога контрактов, при котором будет раскрываться информация о субподрядчиках,— его определит Белый дом. Также документ требует раскрытия информации о решениях контрольных органов — о согласовании или несогласовании заключения контрактов с единственным поставщиком.
Еще одним проектом (уже внесен в правительство) ведомство упразднит контроль закупок на муниципальном уровне. Функции по контролю таких закупок перейдут к контрольным органам субъектов РФ, а ФАС сможет их проверять. Также министерство предлагает установить систему оценки эффективности контроля в сфере закупок и создать межведомственный консультативный орган для выработки единых принципов и методологии его осуществления.
Причина передачи контроля на региональный уровень — "недостаточная эффективность реализации муниципальными контрольными органами своих функций", говорится в пояснительной записке к документу. Как заявляла на прошлой неделе на конференции по антимонопольному регулированию начальник управления контроля госзаказа ФАС Татьяна Демидова, в реальности "в большинстве муниципальных образований контрольные органы так и не были созданы". Руководитель портала FindTenders Владимир Ивлиев отмечает, что до сих пор у некоторых муниципалитетов есть сайты, где они могут публиковать закупки у единственного поставщика, оказывающиеся вне общественного контроля. По его мнению, "это напоминает ситуацию до принятия 94-ФЗ, когда торги вроде как публиковались, но о них знали только свои поставщики". "Если такого рода закупки будут публиковаться хотя бы на региональных порталах, то прозрачность значительно возрастет",— считает он.
ФАС будет проверять региональные контрольные органы в режиме мониторинга — "как они трактуют нормы, как и чем руководствуются и т. д.", пояснили "Ъ" в службе. Омбудсмен по закупкам, гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро вчера заявил "Ъ", что одобряет законопроект — по его мнению, нынешняя система "никак не работает" из-за малого числа компетентных контролеров. "Сами себя муниципалитеты проверять не должны",— говорит он.
 http://www.kommersant.ru/doc/2835953