• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О положительных эффектах электронных форм закупок

По закону в России проводятся в электронной форме только аукционы1. Однако Договором о Евразийском экономическом союзе2 (далее – Договор) установлена обязанность государств-участников обеспечить проведение в электронном формате и других видов закупок. Кроме того, к 2014 г. завершилась реализация Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 г., которая предусматривала гармонизацию законодательства, внедрение информационных технологий и введение национального режима. По нашему мнению, распространение электронной формы закупок положительно скажется на бизнесе, а сферу госзаказа сделает более доступной и прозрачной.
Нормативная база:
В частности, вопросы регулирования государственных и муниципальных закупок регламентируются ст. 88 Договора. В соответствии с п. 3 указанной статьи закупки осуществляются согласно Приложению № 25, из которого следует, что государства-члены обеспечивают проведение конкурса и аукциона только в электронном формате и стремятся перейти на него при других способах закупок.
По Договору закупки проводятся такими способами, как:
открытый конкурс, который в том числе может предусматривать двухэтапные процедуры и предварительный квалификационный отбор (далее – конкурс);
запрос ценовых предложений (запрос котировок);
запрос предложений (если это предусмотрено законодательством государства-члена о закупках);
открытый электронный аукцион (далее – аукцион);
биржевые торги (если это предусмотрено законодательством государства-члена о закупках);
закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Таким образом, к 1 января 2015 г. Россия обязана была перейти к электронному проведению конкурсов и должна стремиться к тому же в отношении иных форм закупок.
Разработан законопроект о переводе конкурсов, запросов котировок и предложений в электронную форму3, который в настоящее время находится на согласовании в Аппарате Правительства РФ.
Следует отметить, что государственные и муниципальные закупки, осуществляемые в России, трансформировались из «бумажной» в электронные. Впервые в новую форму был переведен аукцион4. Это произошло в рамках Национального плана противодействия коррупции на 2010–2011 гг.5(п. 2) и позволило снять несколько опасностей, с которыми сталкивались участники размещения заказов.
Так, «бумажная» форма не позволяла получить необходимую информацию, найти место закупки, подать заявку и принять участие в закупке. Вместе с тем ее использование оставляло возможность манипулировать заявками, искажать информацию, приводило к исчезновению документов из состава заявок, произвольной оценке заявок.
Основные проблемы обычных открытых аукционов заключались в сговоре между участниками торгов, давлении на потенциальных конкурентов, а также административном давлении заказчиков на «не своих» участников, закрытости региональных и муниципальных систем госзаказа, наличии множества различных информационных ресурсов. Все это привело к снижению экономии бюджетных средств6.
Прямые и косвенные эффекты:
 Переход к электронным формам закупок дал как прямые, так и косвенные положительные эффекты.
Прямые связаны непосредственно с порядком проведения закупки и заключения договора по ее итогам. В их числе можно назвать такие, как:
повышение эффективности использования бюджетных средств;
создание максимальной открытости и широкого информирования о закупках;
исключение возможности физического отстранения от участия в закупках;
создание системы выявления нарушений на основании фиксации всех действий заказчиков, организаторов и участников закупок;
обеспечение условий для защиты интересов и прав заинтересованных в закупках лиц, в том числе через общественные организации;
внедрение института приостановления торгов на время рассмотрения жалобы на порядок проведения закупок;
обеспечение условий для признания закупок недействительными и применения последствий недействительности, ничтожности сделок при заключении договоров в момент приостановления торгов при рассмотрении жалобы на порядок проведения закупок;
фиксирование, в том числе посредством независимого электронного регистратора, при осуществлении электронных закупок «следов» нарушений, необходимых и достаточных для проведения антимонопольных, административных и уголовных расследований.
Например, для расследования сговоров на торгах, нарушающих нормы ст. 11 Закона о защите конкуренции7, поведение участников фиксируется электронными торговыми площадками, обеспечивающими проведение аукциона в электронной форме.
По оценке Евразийской экономической комиссии, за 2013 г. в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства степень открытости информации о государственных закупках, размещаемой на веб-порталах, составила 51% и в 2015 г. должна достичь 100%, а доля электронных закупок – 42% и 60% соответственно8.
По мнению ФАС России, переход на электронные аукционы позволил9:
создать единое экономическое пространство (местонахождение участника неважно);
сделать участие поставщиков в госзаказе более доступным и прозрачным;
исключить субъективную оценку, давление на участников, благодаря анонимности минимизировать возможность сговора как между участниками, так и между участником и заказчиком ;
развивать конкуренцию между поставщиками;
экономить бюджетные средства;
снизить коррупционные риски в сфере госзаказа, ликвидировать такую форму нарушений, как сговор на торгах между участниками или участниками и заказчиком;
внедрить информационные технологии на всей территории страны.
Среди косвенных положительных эффектов можно назвать следующие:
стимулирование развития электронных технологий:
внедрение компьютеров в работу заказчиков, организаторов и участников закупок;
использование высокоскоростных каналов связи, в том числе сети «Интернет»;
обучение персонала информационным технологиям и т.д.;
стимулирование развития электронной торговли, т.е. развитие:
электронной идентификации участников сделок (ЭЦП), необходимой для совершения сделок в данной форме;
удостоверяющих центров, межгосударственной интеграции систем идентификации;
электронных торговых площадок;
систем маркетинга, мониторинга цен, оценки результатов использования бюджетных средств;
снижение издержек для бизнеса:
транспортных;
логистических;
маркетинговых;
поддержка субъектов малого и среднего бизнеса посредством привлечения к государственным и муниципальным закупкам с обеспечением обязательной доли этих субъектов 15% от всего объема закупок;
возникновение и развитие новых форм обеспечительных мер:
обеспечения заявок;
обеспечения исполнения контрактов;
возникновение новых мер борьбы с недобросовестными контрагентами – создание реестра недобросовестных поставщиков.
Стоит отметить, что в отношении и «бумажных», и электронных закупок до сих пор не решена проблема ненадлежащего исполнения или неисполнения государственных и муниципальных контрактов (договоров).
Роль антимонопольного органа:
ФАС России выступала последовательным приверженцем введения электронных форм государственных и муниципальных закупок.
Ведомство последовательно отстаивало свою позицию и при создании системы закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Кроме того, инициированный ведомством институт обжалования порядка проведения торгов и заключения договоров по их итогам, регламентированный нормами ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, также способствовал достижению положительных эффектов от электронных форм закупок.
Введение этого института положительно сказалось и на случаях электронных продаж.
1 См.: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2 Подписан в г. Астане 29 мая 2014 г., ратифицирован Россией в соответствии с Федеральным законом от 3 октября 2014 г. № 279-ФЗ.
3 См.: законопроект № 623906-6, внесенный депутатами Госдумы И.Н. Руденским, И.Н. Игошиным.
См.: Федеральный закон от 8 мая 2009 г. № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
5 Утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. № ПР-1568.
6 См.: Честная конкуренция: государство, бизнес, общество. Отчет о результатах деятельности ФАС России в 2004–2012 годах / И.В. Кашунина, С.А. Пузыревский, М.А. Овчинников [и др.]; под ред. И.Ю. Артемьева. М., 2013.
7 Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
8 http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/856345346.aspx.
9 См.: Честная конкуренция: государство, бизнес, общество.
10 См.: Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 

http://fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_41788.html