• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Борьба за миллионы

Минэкономразвития представило результаты мониторинга госзакупок. Как оказалось, многомиллиардные тендеры прошли без конкуренции.
Согласно данным от Минэконома, самая жесткая конкурентная борьба развернулась в этом году за заказы с ценой контракта от 10 до 50 млн рублей. А вот за миллиардные контракты желающих бороться было не так уж и много: все дорогостоящие заказы оставались практически без конкуренции. По мнению тендерных экспертов, связано это, прежде всего, с невозможностью многих компаний в условиях кризиса нести финансовые обязательства и ответственность по исполнению очень дорогих контрактов.
Крым помог:
За три квартала текущего года в рамках действия 44-ФЗ госзаказчики разместили 2,1 млн закупок. Всего заключено 23 млн контрактов. Оба показателя превышают аналогичные в 2014 году (на 17 и 23% соответственно). «44-ФЗ начал действовать только 1 января 2014 года. До этого момента заказчики размещали процедуры закупок по уже утратившему силу 94-ФЗ, – комментирует руководитель тендерного отдела ГК BiCo Анна Крайнева. – Таким образом, часть бюджета 2014 года была освоена посредством заключения договоров по 94-ФЗ. Сыграло свою роль и присоединение Крыма и Севастополя. Хоть 44-ФЗ и вступит там в силу только со следующего года, многие заказчики уже начали размещать заказы в соответствии с контрактной системой».
Средняя цена контракта составила 1,5 млн рублей. Эта цифра ниже аналогичного периода 2014 года на 20%. Связано падение, по мнению тендерных экспертов, с тем, что заказчики старались стабилизировать для поставщиков цены: подписывали не годовые, а более дешевые краткосрочные договоры на поставку товаров или услуг. Всего за три квартала, по подсчетам министерства, было размещено заказов на 4,3 трлн рублей. Экономия увеличилась на 17% и составила 217,4 млрд рублей. Именно из-за экономии суммарная стоимость контрактов выросла очень незначительно – всего на 3% – и составила 3,4 трлн рублей.
«Черный список» пополнился:
Данные мониторинга красноречиво говорят о том, что подрядчики стали гораздо чаще пренебрегать своими обязательствами по контракту. Так, на треть выросло число контрактов, расторгнутых заказчиками в одностороннем порядке: всего по этой причине сорвалось 327 тыс. сделок на общую сумму в 791,4 млрд рублей. В три раза чаще в трех кварталах этого года заказчики обращались в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) о включении участников тендеров в реестр недобросовестных поставщиков. «Черный список» увеличился на 2,9 тыс. поставщиков, 1,7 тыс. из них были включены туда за уклонение от подписания контракта. К октябрю в реестре была информация уже  о 6,2 тыс. поставщиков, что больше на 22% по сравнению с 2014 годом. «В том, что реестр пополнился, нет ничего удивительного, – рассказывает тендерный эксперт Нина Кожурова. – Виной всему – кризис. Как известно, доллар подорожал, причем резко и значительно. Поэтому сорвалось огромное количество поставок материалов и оборудования из-за границы. Многие поставщики оказались в реестре помимо своей воли».
Минэкономразвития констатирует: конкуренция в госзаказе практически не выросла. Как было в 2014-м в среднем 2,6 участника на одну закупку, так и осталось. В самом конкурентном сегменте (с ценой от 10 до 50 млн рублей) чиновники зафиксировали по 2,79 заявителя. А вот на тендеры с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) от 100 млн до 1 млрд рублей претендовало в среднем меньше 2 участников. Самыми крупными контрактами за 9 месяцев этого года (заключенными, кстати, с одним поставщиком) стали проекты по улучшению и развитию инфраструктуры Крыма. Так, дочерняя компания ФСК ЕЭС по заказу Министерства энергетики РФ возводит на полуострове электросети за 47,3 млрд рублей, ООО «Стройгазмонтаж» строит по заказу Росавтодора мост через Керченский пролив (сумма контракта – 228,3 млрд рублей).
Один в заказе воин:
Всего в этом году доля контрактов с единственным поставщиком пока составила 19,8% от общего объема размещенных госзаказов. Этот показатель на 8% выше прошлогоднего. Стоит особо отметить, что в первом квартале 2015 года доля закупок у единственного поставщика резко рванула вверх, и только в третьем квартале показатель вернулся на уровень прошлогоднего. Больше половины всех контрактов с единственным поставщиком заключено в результате несостоявшихся торгов, еще 21% – по решениям президента. Сумма контрактов, подписанных по решению главы государства, составила 90,1 млрд рублей. Больше всех по итогам конкурсов заработали:
·        АО «Межрегионтрубопроводстрой», который строит портовые объекты по заказу Росморречфлота (17,9 млрд рублей);
·        Зеленодольский завод имени Горького за строительство пограничного сторожевого корабля для ФСБ (17,4 млрд рублей);
·        АО «Синара-Девелопмент» по заказу Минспорта за реконструкцию стадиона в Екатеринбурге (12,2 млрд рублей);
·        АО «Трест МСМ-1» по заказу Минстроя за восстановление «социально значимых объектов» (7,6 млрд рублей).
Согласно мониторингу, самые дорогие контракты от Министерства обороны были также заключены с единственным поставщиком, причем его данные не называются. Так, 22,9 млрд казенных рублей подрядчики получили за теплоснабжение, 20 млрд – за обслуживание военных городков, 17,7 млрд – за обслуживание электросетей. Вывод о единственных поставщиках в огромных по ценам контрактах напрашивается сам собой.
Кстати, в Минэкономразвития заявляют о том, что в апреле с единственным поставщиком проходила каждая четвертая закупка, тогда как в сентябре этот показатель упал до 7%.  
Стройка в приоритете:
Если говорить отдельно об отраслях тендерного рынка, то почти половина всех тендеров (а именно 46%) приходится на строительство. По данным Минэконома, всего здесь заключено контрактов на 353 млрд рублей. Нет ничего удивительного в том, что госзаказ в строительстве занимает львиную долю от общего числа контрактов, подписанных за три квартала этого года. Несмотря на кризис, объемы инвестиций в эту отрасль со стороны государства не были снижены. Например, заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин еще в конце 2014 года заявлял, что столичные власти планируют сохранить уровень госзаказа в строительстве, чтобы даже в кризис у строителей была возможность работать. То же самое и со строительством транспортной инфраструктуры. Здесь объем подписанных контрактов велик, потому что вторую российскую беду никто пока не отменял: многие правительственные, региональные и муниципальные программы по развитию дорожной сети были приняты заранее, объемы их если и попали под сокращение, то на общих показателях это не сказалось. Все те же столичные власти неоднократно заявляли, что не намерены экономить на строительстве дорог, тоннелей и развязок ни при каких колебаниях экономики. В строительстве транспортной инфраструктуры стоимость контрактов увеличилась в полтора раза – до 728 млрд и 567 млрд соответственно.
Также в лидерах – закупка медицинских изделий и лекарственных средств (10,4% от всех заключенных контрактов, общая сумма – 353,1 млрд рублей). Тендерные эксперты видят в большом количестве контрактов на закупку лекарств хороший знак: «Судя по отчету Минэконома, все лечебные учреждения должны быть укомплектованы медстредствами в достаточном объеме», – говорит Анна Крайнева.
Максимальный рост цен за три квартала этого года произошел в сфере теплоснабжения и проектирования. Тут суммы заключенных контрактов увеличились втрое – до 117,1 млрд и 339 млрд рублей соответственно. Объем закупок естественных монополий, по отчету Минэкономики, вырос на 1,6% и составил 48,3 млрд рублей, жилищно-коммунальных услуг – на 2,5% (до 80,5 млрд рублей). На этих показателях, как нетрудно догадаться, отразилось повышение тарифов, которое произошло летом 2015-го.
Поправки ситуацию исправят?:
За три квартала в рамках 44-ФЗ было проведено 266 общественных обсуждений госзакупок с НМЦК выше 1 млрд рублей. Общая НМЦК этих контрактов составила 792 млрд рублей. «Много это или мало – сказать сложно, – комментирует Нина Кожурова. – По 94-ФЗ общественные обсуждения не предусматривались. Будем сравнивать эти показатели уже со следующим годом». По итогам общественных обсуждений было отменено всего 5 закупок по ремонту дорог на 11,2 млрд рублей. В 15 закупках по итогам обсуждений были исправлены графики. В основном, на общественное обсуждение выносились госзаказы от Министерства обороны и департамента строительства Москвы. Объясняется это, прежде всего, тем, что у регионов крайне мало миллиардных контрактов.
Как видно из результатов мониторинга Минэкономразвития, проблемы с конкуренцией в госзаказе есть, причем явные. Именно поэтому многие участники закупок ждут симметричной реакции от законодателей. В целом, по мнению экспертов тендерного рынка, 44-ФЗ, несмотря на многие недочеты, все-таки сумел сделать госзакупки прозрачными. Кроме того, в этом году ФАС была наделена дополнительными функциями, способствующими усилению контроля в сфере госзакупок. В настоящий момент в Госдуме рассматривается еще ряд поправок к 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые призваны сделать закупки госкорпораций и контрактную систему еще более открытыми.

http://torg94.ru/stat/6249.html