• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия борется за госзаказ соседей

Пока доступ российских поставщиков к госзакупкам в Евразийском экономическом союзе ограничен.
Минэкономразвития в начале ноября направило ноты министерству торговли Белоруссии и министерствам финансов Казахстана и Армении (копия есть у «Ведомостей»). По договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) доступ к госзаказу должен быть одинаковым для всех компаний его членов – таким же, как и для национальных. Но это требование не выполняется, пишет Минэкономразвития.
Например, Казахстан утвердил список из 245 видов товаров, которые могут закупаться только у казахстанских производителей, говорится в ноте. Есть также база потенциальных казахстанских поставщиков. Основная проблема с Казахстаном – отсутствие взаимного признания электронной цифровой подписи (ЭЦП), говорит начальник отдела госзакупок Евразийской экономической комиссии Владимир Савченко: чтобы получить доступ к госзаказу, российская компания должна открыть в Казахстане представительство и получить казахскую подпись. В белорусских же торгах можно участвовать не выходя из дома, добавляет он.
В Армении извещения и документацию закупок не переводят на русский – официальный язык Таможенного союза, следует из ноты. В Белоруссии проблемы с подтверждением страны происхождения работ и услуг: международный сертификат принимается только для поставщиков товаров.
Ответа на ноты пока нет, подтверждает представитель Минэкономразвития. Комментарии иностранных министерств получить не удалось. Ноты еще не видел, сказал чиновник минторга Белоруссии.
В большинстве российских законодательных актов о госзакупках поставщики из стран ЕАЭС имеют такие же права, как и российские. Например, в постановлении правительства о госзакупке товаров легкой промышленности (791-е постановление) все еще нет Армении и Киргизии.
У партнеров есть встречные претензии к России, говорит Савченко, одна из невыполненных договоренностей – перевод госзаказа в электронную форму. Это сделано в Казахстане, а российские госзаказчики должны полностью перейти на закупки в электронном виде с 1 июля 2016 г., если будет принят соответствующий проект поправок. В феврале он прошел только первое чтение в Госдуме.
Белоруссия просит решить проблему с банковскими гарантиями: белорусские банки не могут попасть в реестр, предусмотренный законом о госзакупках, говорит Савченко.
Госзакупки в других странах ЕАЭС на порядок меньше (см. график), чем в России. В Белоруссии на одних и тех же электронных площадках закупают госзаказчики и госкомпании, поэтому Россия с помощью механизма взаимного признания ЭЦП получила более широкий доступ, чем предоставила сама, замечает Савченко.
Ограничение доступа к госзаказу – обычная практика, поскольку это мощный инструмент поддержки национальных производителей, говорит завлабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель. Пока есть только один пример полного взаимного доступа к госзаказу – Евросоюз, в ЕАЭС еще все только на бумаге, замечает он.

http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/11/11/616336-rossiya-boretsya-goszakaz-sosedei