• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Минэкономразвития инициирует ряд поправок в закон о закупках госкомпаний

Минэкономразвития подготовило ряд поправок в закон о закупках госкомпаний. Ключевой посыл министерства — сократить количество возможных способов их закупок до пяти.
Так, в случае принятия поправок госкомпании смогут объявлять либо закупку у единственного поставщика либо конкурентные способы закупок — аукцион, конкурс, запрос предложений или запрос котировок. Сейчас же, по подсчетам Минэкономразвития, на сайте госзакупок можно найти извещения о проведении закупок по 3400 способам и даже больше.
Закон о закупках госкомпаний будет рассматриваться в Госдуме во втором чтении. В предыдущем варианте, одобренном в сентябре, ограничивались лишь закупки суммой до 200 млн рублей. Правки к нему Минэкономразвития внесло 25 ноября, рассмотрены они будут в декабре 2015 года. Документ был согласован ФАС.
Что касается количества работающих на рынке по 223-ФЗ (закон о закупках госкомпаний) электронных торговых площадок, то их правительство намерено сократить. Из 150 действующих на рынке останется лишь 3-5 ЭТП, говорит вице-премьер РФ Игорь Шувалов.
Закон коснется и частных компаний:
Закон коснется и частных компаний, которые участвуют в инвестиционных проектах государства с 10% бюджетным финансированием или более и с суммой инвестиций от 10 млрд рублей. Таким коммерческим структурам придется согласовывать некоторые свои закупки с правительственным координационным центром. Позже будет определен список товаров и цен, подпадающих под условия необходимого согласования.
Госкомпании и малый бизнес:
При несоблюдении госкомпаниями квот закупок у малого и среднего предпринимательства (МСП) их будут переводить на закон о госзакупках 44-ФЗ, который считается более строгим в отношении 223-ФЗ. Чтобы этого не случилось, госкомпания должна отдавать 18% от всего объема своих закупок МСП. К государственным предприятиям закон предъявляет несколько иные требования — необходимость закупки у малого бизнеса 15% от всего закупочного объема.
Ужесточение заключаемых госконтрактов:
Теперь, согласно новым правкам в закон о закупках госкомпаний, их хотят лишить права отказываться от договора, объявленного по тендеру госзакупки. После окончания любой конкурентной процедуры госкомпания будет обязана подписывать договор с ее победителем. Что касается условий подписываемого госконтракта, то их можно будет менять только при согласии обеих сторон. Изменение цены разрешается в пределах 20% от предложенной победителем.
Ужесточение заключаемых контрактов госкомпаний связано с тем, что раньше те манипулировали своим правом не подписывать договор с победителем конкурса лишь потому, что тот их не устраивал по субъективным причинам.
Обязательное ведение реестра договоров:
Минэкономразвития решило повысить важность ведения реестра договоров. Госкомпаниям хотят запретить рассчитываться с исполнителем госзакупки до того, как информация о договоре не будет опубликована заказчиком в реестре. Такое условие связано с тем, что ранее договора могли заключаться с исполнителями совсем по другим условиям, чем объявленные на торгах.
Избежать таких ситуаций в будущем поможет обязательное ведение реестра договоров. Проанализировав его, аналитик сможет высчитать уровень эффективности закупок госкомпании, просмотреть исполнителей ее договоров, сравнить, являются ли они теми же лицами, которые выиграли торги или получили госконтракт от победителя (например, победитель может передать другому участнику торгов госконтракт за определенную комиссию).
Сейчас в реестре договоров свои закупки публикуют далеко не все госкомпании. И это понятно — стоимость некоторых из них превышает принятую на торгах цену в 2 раза. «Роснефть», например, публикует в реестре только каждый 5-ый договор, а «Роснефть» вовсе этого не делает.
Куратор рабочей группы по госзакупкам правительственного Экспертного совета Георгий Сухадольский считает, что  у госкомпаний не должно быть коммерческих тайн и включать в реестр они должны всю необходимую для последующего анализа информацию. Некоторые государственные компании уже наняли сотрудников для того, чтобы те вносили в реестр информацию об их договорах госзакупок.
Сухадольский отмечает, что ограничение и стандартизация закупочной деятельности госкомпаний позволит упростить контроль над ними. Однако сотрудник одной из госкомпаний высказал опасения, что это может привести к тому, что все свои закупки компании станут объявлять как чрезвычайные ситуации и все так же проводить их неконкурентными способами.

http://torg94.ru/stat/6418.html