247 млрд рублей потеряло государство из-за закупок по завышенным ценам
Государство потеряло 247,3 млрд руб. из-за закупок по неоправданно высоким ценам (сравнивались со средними по рынку), показало исследование. Это на 11% меньше, чем в предыдущем рейтинге (см. график). Госсектор завышает цены на 5,56% (на 0,74 п. п. меньше, чем в рейтинге 2013–2014 гг.), больше всех – федеральные заказчики: на 8,4%. Каждый пятый госконтракт был заключен по максимальной цене, с которой начинались торги.
Доля расторгнутых госконтрактов увеличилась вдвое – до 9%. Муниципальные заказчики расторгают почти каждый пятый контракт (18,89%).
Динамика умеренно позитивная, считают авторы исследования: в кризис повысился контроль за расходованием бюджетных средств, а заказчики стали точнее определять начальную цену. В следующем периоде (второе полугодие 2015 г. – первое полугодие 2016 г.) издержки будут еще меньше, прогнозируют аналитики.
Наиболее прозрачными признаны Роспатент, Москва, Абакан, ГУП «Мосгортранс» и «Сибур холдинг». Самым непрозрачным федеральным заказчиком стал Роскосмос (его представитель не ответил на запрос). Агентство, судя по данным рейтинга, больше, чем в среднем федеральные заказчики, покупало у единственного поставщика и меньше снижало цены. Из регионов самым непрозрачным назван Забайкальский край. Махачкала названа городом с самыми непрозрачными закупками – высокая доля закупок у единственного поставщика и по максимальной цене. Получить комментарии контрольного управления при губернаторе Забайкальского края и при мэрии Махачкалы не удалось. Из госкомпаний на последнем месте «Первый канал» – компания не предоставила данные организаторам. Представитель компании не смог прокомментировать ситуацию. Из частных компаний самые непрозрачные закупки у ОАО «Акрон» (отказалось от комментариев) и ОАО «Детский мир» (связаться с представителем не удалось).
«Мы направляем официальные запросы два раза в год всем участникам рейтинга. Ни с кем специально не договариваемся», – объяснил председатель оргкомитета рейтинга Антон Назаркин. Заказчиков выбирают самых крупных, если заказчики не присылают данные, то авторы исследования пользуются открытыми данными.
Минэкономразвития не участвует в составлении рейтинга, уточнил представитель министерства. По методике Минэкономразвития среднерыночной ценой считается начальная цена – предполагается, что заказчик провел мониторинг и со средней цены начинает торги, снижение от начальной – это экономия, комментирует чиновник Минэкономразвития. Такая экономия составила, по данным Минэкономразвития, в январе – октябре 2015 г. для госконтрактов 217 млрд руб.
С 2015 г. нужно размещать планы-графики, это могло сказаться на снижении государственных затрат больше, чем контроль начальных цен, за проверку которых Росфиннадзор еще не взялся в полной мере, говорит первый проректор ВШЭ Александр Шамрин.
http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/12/07/619846-poteryalo-gosudarstvo