Бизнесмены рассказали, как меняется система откатов в кризис
![](/data/2015/12/11/1133528642/g1g33.jpg.(250x155x123).jpg)
Когда грянул кризис, закупочные цены (в рублях) производителей резко выросли. Вино, которое раньше стоило 700 рублей, подорожало до 1200 рублей. А доходы клиентов ресторанов из-за кризиса, наоборот, упали. Люди стали меньше ходить в рестораны, заказывать там вина. Соответственно начали сокращаться доходы ресторанов. Их владельцы и управляющие стали более тщательно контролировать закупки — чтобы стоимость закупаемых вин была как можно ниже при приемлемом качестве. В результате многие менеджеры ушли от откатных схем и перешли на систему «лучшая цена — максимальная скидка. Кризис открыл нам многие двери туда, куда раньше нам попасть было невозможно», — говорит бизнесмен.
Тенденцию подтверждает генеральный директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р» Антон Поминов: «Менеджеры ресторанов, да и магазинов, вынуждены идти на уступки, отказываясь от практики откатов, чтобы обеспечить продажи и остаться на своем неплохо оплачиваемом месте. Сейчас на рынке труда есть квалифицированные специалисты на любой вкус, готовые работать за значительно меньше деньги, чем получали до своего увольнения. Риск потерять работу становится выше, чем «дивиденды» от «своих» поставщиков».
Умное железо
Ослабление коррупционного фактора наблюдается на рынке IT. Например, топ-менеджер одной из крупных петербургских компаний, работающий на рынке госуслуг, подтверждает, что он стал больше следить за работой подчиненных: «Кризис сильно ужесточил условия нашей работы, особенно при закупках «железа», которое сильно подорожало. Я пару раз ловил [на откатах — ред.] сотрудников, занимающихся закупками. Ввел тендерную модель. Есть человек, который контролирует закупки и не привязан к ним напрямую. Так что мы тоже боремся с коррупцией в собственной компании. Следим, чтобы не было необоснованного завышения цен закупок. Каждая цифра контролируется много раз».
Игроки IT-рынка, участвующие в госзакупках, говорят что даже чиновники стали гораздо лучше «считать деньги». «Поскольку из-за кризиса госбюжеты всех уровней сжались, то наблюдается очень четкая тенденция — госзаказчики стали гораздо больше заинтересованы в эффективности. Это я могу утверждать совершенно определенно, — говорит директор по развитию компании iTrend Павел Житнюк. — Если раньше государство могло вбухать миллионы в систему, которая не будет работать, то теперь такое уже не проходит. Это уже понимают все — и поставщики, и госзаказчики. И все понимают, что никакие откаты закупить такую продукцию уже не помогут. К тому же и руководители госструктур стали более квалифицированными, по крайней мере, в сфере IT, так что откровенную туфту им уже всучить нельзя».
Реже, но больше
Однако говорить о том, что кризис изживает коррупцию, отнюдь не приходится. То, что большое число первых лиц компаний, опрошенных РБК Петербург, отрицает откаты, по мнению некоторых бизнесменов, говорит не об отсутствии коррупции, а о недостаточном контроле первых лиц за работой своих сотрудников. «Коррупция есть везде и чем крупнее компания, чем менее она управляема, тем коррупции больше, — уверен поставщик вин. — Откаты там получают менеджеры среднего и нижнего звена, а первые лица могут об этом и не знать». Совладелец Stroganov group (проекты «Строганов-стейк хаус», русская рюмочная № 1) Леонид Гарбар это подтверждает: «Некоторым владельцам не до того, они глубоко не включаются в процесс своих закупок и оборотистые менеджеры этим пользуются».
Заведующей отделом социологии Фонда ИНДЕМ Владимир Римский не склонен переоценивать положительное влияние кризиса на коррупцию и в госструктурах: «По нашему опыту изучения предыдущих кризисов могу в этом усомниться. На взаимоотношения бизнеса с органами власти кризис так не влияет, там коррупция скорее усиливается».
Эксперты обращают внимание на то, что откаты при поставках возникают там, где заказчик не особенно заинтересован сокращать издержки. Понятно, что абсолютное большинство таких заказчиков сосредоточено в государственных организациях — главным образом в госучреждениях, потому что даже ГУПы вынуждены следить за расходами, хотя бы для того, чтобы поддерживать высокие зарплаты руководства. Не слишком заботятся об издержках также в компаниях-монополистах, причем, как показывает практика, чем крупнее монополист, тем сильнее распространена практика откатов, говорят эксперты.
Главный же источник коррупции у монополистов — сохраняющаяся «советский» стиль организации их работы, отличительной чертой которого является незаинтересованность компании в новых потребителях. Этот фактор не зависит от экономической ситуации ни в стране, ни в мире, ни даже в самой компании, а целиком определяется дефектами госрегулирования.
http://www.rbc.ru/spb_sz/09/12/2015/5667f3fd9a79473b0eba4f49