Системе госзакупок необходим мониторинг и контроль
В нынешнем законодательстве о госзакупках 44-ФЗ не прописано норм о мониторинге и контроле системы нормирования.
За 9 месяцев 2015 года специалистами СП было зафиксировано более 100 случаев нарушения закона в госзакупках на общую сумму 34,2 млрд рублей. И динамика правонарушений в системе со временем не спадает. Иногда госзаказчики обходят закон, проводя свою закупку у единственного поставщика, который, в свою очередь, работу не выполняет, а передает ее субподрядной организации. Такая посредническая схема сказывается на неэффективности использования бюджетных средств — часть выделенных на госконтракт денег остается у посредников
Проанализировав 10 крупнейших государственных корпораций, аудиторы отметили, что они в качестве закупочных процедур используют 27 различных способов закупки с использованием до 3 различных электронных торговых площадок (ЭТП). Такое положение дел накладывает ограничения на участие в госзаказах малого и среднего бизнеса. Ведь, для участия в торгах госкомпании потенциальному подрядчику может понадобиться ознакомиться с правилами проведения 9 различных закупочных процедур и зарегистрироваться на 3 ЭТП.
Также, отметила Голикова, в 223-ФЗ нет норм, запрещающих менеджеру госкомпании заключать контракты с единственными поставщиками неограниченное число раз. Это приводит к отсутствию конкуренции и отражается на неэффективности трат предприятия, половина акций которого принадлежит государству.
Счетная палата привела статистические данные, согласно которым в первое полугодие 2015 года в системе госзакупок по 44-ФЗ была отмечена экономия в размере 7%. Но что касается торгов по 223-ФЗ, то там этот показатель составил лишь 0,5%. Также, среди госкомпаний в 2,5 раз выше доля контрактов, заключенных с единственным поставщиком.