• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Госзакупки, вид сбоку

Очередное изменение системы госзакупок никак не повлияет на объемы воровства в этой сфере
На 1 января 2016 года запланирован запуск Единой информационной системы (ЕИС) в сфере госзакупок — она призвана заменить нынешний механизм открытых аукционов через zakupki.gov.ru и другие специализированные порталы.
Создание системы было прописано в федеральном законе №44, принятом в 2013 году взамен легендарного 94-го, с которого, собственно, и началось осуществление номинального контроля над системой государственных закупок. Основные положения 94-ФЗ действуют и по сей день — до тех пор, пока не состоится официальный запуск ЕИС. После «часа икс» количество электронных торговых площадок уменьшится в 30–50 раз, а торги без объявления в интернете будут вообще запрещены.
Прозрачность — для кого?
В последнее время объем критики тех или иных государственных закупок существенно уменьшился. После того как ажиотажный интерес публики к теме спал, стало принято считать, что, поскольку старая система, узаконенная еще в 2005 году тем самым 94-ФЗ, доживает свой век, критиковать ее нет смысла — надо посмотреть, как будет работать новый формат. А менять что-то сейчас незачем. Но так ли это?
С технической точки зрения Единая информационная система — сложная разветвленная компьютерная база данных, в которую будут вноситься сведения о каждой сделке независимо от того, на какой конкретно площадке она была совершена — на одном из соответствующих интернет-сайтов или в офлайн-режиме. Это упростит работу контролирующих органов: получить исчерпывающую информацию по работе того или иного заказчика (и — теоретически — исполнителя) станет много проще. Однако общественники испытывают определенное беспокойство по данному поводу.
Дело в том, что федеральные информационные системы в России существуют, но работают они однонаправленно. Каждый знает это по собственному опыту: когда государству что-то от вас надо, оно прекрасно осведомлено и на предмет вашего имущества, и где прописаны, и где живете, и на каком учете стоите. Когда вам что-то надо от государства, вы должны доказывать каждый пункт многочисленными справками. Почему-то логика судебных отношений (когда «доказывать обязан обвинитель») у нас переносится на организационно-бытовые.
В связи с этим хочется задать вопрос: насколько доступной будет ЕИС для общественного контроля? Сейчас мы имеем возможность мониторить закупки — пусть на 150 сайтах, пусть вручную, обходя все известные нам уловки, но мы видим картину по нескольким основным закупочным сайтам. Много ли оставят ЕИС и создание единого сайта (максимум 3–5) от нынешней прозрачности — большой вопрос, ответ на который в законах не прописан.
Поскольку государственные и муниципальные службы являются государственной, общественной собственностью, каждый гражданин должен иметь доступ к сведениям об их тратах. Ничего революционного в идее нет; при этом попытки засекретить расходы предпринимаются постоянно.
Нет, конечно, хорошо, что силовые органы (следствие, прокуратура, ФСБ) получат удобный инструмент наблюдения за закупками, но наличие параллельного народного контроля необходимо, иначе к процветающему в сфере госзакупок казнокрадству прибавится еще и коррупция, взятки интернет-контролерам.
Всем — в онлайн!
Фактически с 1 января начнется лишь закрытое бета-тестирование системы, а еще точнее, не начнется ничего: нет сомнений, что к работе только-только приступили, но, раз в законе написано «с 1 января», надо изобразить какую-то активность. Начало открытого тестирования, то есть добровольное подключение к системе заказчиков, сдвинуто на 1 июля; обязательным же применение системы и вовсе станет только с 1 октября 2016 года. И нет никаких сомнений, что и к этому моменту ЕИС не будет нормально работать, как это было с ЕГАИС, «Платоном» и многими другими системами учета и оплаты. Можно ожидать реального перехода на новую систему с начала 2017 года.
Сложно сказать, как именно введение системы уменьшит расходование бюджетных средств. Главная новость состоит в том, что в электронном виде будут учитываться все торги, даже фактически проходящие офлайн, по старинке — с предложениями в конвертиках от организаций (считается, что именно эта форма «производит» наиболее крупные хищения).
Но беда в том, что смена технической части (в которую входят такие полезные, но не слишком принципиальные вещи, как «кодирование закупок с использованием идентификационного кода») никак не повлияет на главную проблему системы госзакупок. Необходимо менять сам подход к формулировке заданий и обеспечивать реально равный доступ к конкурсу самых разных претендентов на подряд. Но об этом почему-то у нас говорить как раз не принято, а упоминать в законах тем более.
Человеческий фактор
Прозрачной системы госзакупок в России не существует — это признает, например, первый вице-премьер Игорь Шувалов. Объем сделанных госкомпаниями закупок в полтора раза превышает доходы госбюджета. «Всего» 15,1 трлн рублей заработала в 2015 году страна, и 25 трлн рублей потратили за тот же срок на закупки госкомпании. Невероятно? Нет, факт.
Что способен поменять редизайн сайта госзакупок и перевод его на другой движок? Как он изменит то, что доля закупок без конкурса, у единственного поставщика стремительно растет и уже перевалила за 50%? Мы десять лет не можем законодательно ограничить стоимость покупки и проката даже паршивых служебных авто для чиновников и возлагаем надежды на электронную систему, сути которой не понимает даже часть ее разработчиков.
«Антикоррупционные» постановления вроде увеличения доли малого бизнеса в общем объеме подрядчиков тоже ничего не меняют — у любого уважающего себя чиновника есть десятки подконтрольных ООО на все случаи жизни.

Нет ни одного — механического или юридического — способа увеличения прозрачности госзакупок и трат на них, кроме равенства перед законом и неотвратимости наказания. Сейчас уголовное преследование наступает лишь в случае доказанной заинтересованности чиновника (комиссии) в победе конкретного кандидата, да и тут ловят чаще всего на банальных взятках. Гораздо более распространенные случаи конфликта интересов, аффилированности заказчика с подрядчиком доходят до суда крайне редко.
И не надо делать вид, что ЕИС все это волшебным образом исправит. Электроника тут вообще ни при чем, ворует не она, а живые люди.

http://rusplt.ru/society/goszakupki-vid-sboku-20416.html