• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Казахстане почти 80% уголовных дел по госзакупкам возбуждены по фактам фиктивных актов в сфере строительства

В Казахстане около 80% уголовных дел, совершенных в сфере государственных закупок, возбуждены по фактам подписания актов строительства по фактически не завершенным работам, сообщила КазТАГ пресс-служба Министерства финансов (МФ) РК.

«Анализ преступлений, совершенных в сфере госзакупок, показывает, что около 80% уголовных дел указанной категории возбуждены по фактам подписания актов строительства по фактически не завершенным работам», – цитирует пресс-служба директора Департамента законодательства государственных закупок МФ РК Сабита Ахметова в пятницу. По его словам, изучение уголовных дел показало, что причинами подписания актов по незавершенным работам является в том числе длительность процедур госзакупок, что приводит к неосвоению бюджетных средств.
«Согласно бюджетному законодательству, в случае неосвоения бюджетных средств они возвращаются в бюджет. В этой связи администраторы бюджетных программ в целях освоения выделенных средств вынуждены подписывать акты выполненных работ», – отметил представитель МФ РК.
Проблемы несвоевременного проведения госзакупок решаются законом путем внедрения института предварительного годового плана госзакупок, утверждает С. Ахметов.
«В частности, заказчикам предоставляется возможность проводить госзакупки до утверждения бюджета на основании положительного заключения соответствующей бюджетной комиссии. При этом договор победителю будет направляться только после утверждения бюджета», – пояснил он.
Вместе с тем на этапе подготовки технической спецификации имеется проблема, когда заказчики подгоняют ее под конкретного поставщика.
«Для решения указанной проблемы законом («О государственных закупках» в новой редакции. – КазТАГ) вводится институт предварительного обсуждения технической спецификации. Это позволит потенциальным поставщикам заранее ознакомиться с технической спецификацией и в случае необходимости оспорить «невыполнимые» условия конкурсной документации. Процедура данного обсуждения будет проводиться открыто посредством веб-портала в течение 10 дней (5 дней – на подачу жалобы, 5 дней – на рассмотрение)», – подчеркнул директор Департамента законодательства госзакупок МФ РК.
Кроме того, на этапе рассмотрения заявок имеется проблема необоснованного отклонения заявок, что приводит к признанию закупок несостоявшимися. В свою очередь, несостоявшиеся закупки являются основанием для проведения закупок из одного источника.
«Так, сегодня основная доля госзакупок (это около 70% от общей доли закупок) производится из одного источника – либо сразу напрямую через несостоявшийся конкурс», – заявил С. Ахметов.
Данные вопросы, продолжил он, решаются законом путем установления следующих норм: участникам закупок предоставляется возможность взаимного просмотра документов после вскрытия заявок; заказчики обязаны подробно и конкретно описывать причины отклонения заявок, с указанием подтверждающих документов; заказчики должны обосновать необходимость осуществления закупки из одного источника.
Напомним, 4 декабря 2015 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал Закон «О государственных закупках» в новой редакции. 11 декабря текущего года приказом министра финансов РК были утверждены новые правила осуществления госзакупок, которые сейчас находятся на государственной регистрации в Министерстве юстиции РК. Правила, так же как и закон, вводятся в действие с 1 января 2016 года.

http://www.info-tses.kz/news/v-kazakhstane-pochti-80-ugolovnykh-del-po-goszakupkam-vozbuzhdeny-po-faktam-fiktivnykh-aktov-v-sfere/