• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Госзакупки ограничили нормами

С 1 января 2016 года вступили в силу положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Мы решили рассказать подробнее о переменах в сфере госзакупок.
Запуск ЕИС:
С 1 января 2016 года будет введена в эксплуатацию единая информационная система в сфере закупок (ЕИС). В ЕИС сохранятся ранее реализованные на сайте закупок zakupki.gov.ru интерфейсы, но расширится функционал.
Нововведения, которые затронут ЕИС:
1. Система будет взаимодействовать с другими ИС, в том числе с системой «Электронный бюджет», что обеспечит интеграцию бюджетных и закупочных процессов. К преимуществам организации информационного взаимодействия относится:
  • формирование сведений только в структурированном виде на основании единых электронных формуляров;
  • организация бизнес-процессов заказчика в электронной форме в части формирования, согласования и утверждения закупок в одной ИС;
  • интеграция бюджетного и закупочного процессов;
  • расширенные сервисы для внешних систем размещения закупок, региональных и муниципальных информационных систем.
2. ЕИС станет «дружелюбнее» по отношению к малому и среднему бизнесу. Правительство Российской Федерации установило годовой объем закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства. С 1 января 2016 года в ЕИС будут размещаться соответствующие годовые отчеты с учетом указанных объемов.
3. 3. ЕИС предоставит новые возможности для контроля и аудита. Система будет предоставлять контролирующим органам аналитические инструменты, позволяющие отслеживать нарушения в сфере закупок. Аналитические отчеты по закупкам и контрактам будут размещаться в открытом доступе на ЕИС.
По словам представителей Министерства экономического развития, ЕИС призвана минимизировать коррупционную составляющую. Переход на ЕИС обещает исключить возможность проведения «договорных» тендеров, поскольку все контракты будут заключаться в открытом режиме. Сами разработчики надеются, что открытость и прозрачность новой схемы электронных торгов позволит снизить нагрузку на надзорные органы и суды, сократив число жалоб со стороны «проигравших» аукцион участников.
Планирование закупок:
С 1 января 2016 г. вступил в силу порядок двухэтапного планирования. Двухэтапное планирование представляет собой ведение заказчиками двух обязательных для осуществления закупочной деятельности документов: помимо плана-графика заказчики должны будут формировать ещё один документ — план закупок.
План закупок представляет собой перечень закупок (условно говоря, перечень нужд), которые должны быть удовлетворены, и информацию о средствах, выделенных для их обеспечения. План-график – перечень мероприятий по реализации плана закупок. Он содержит более детальную информацию об условиях процедур определения контрагентов.
План закупок:
Работу по разработке проектов планов закупок заказчики должны вести уже в середине 2016 года. План закупок должен быть составлен сроком на три года, в нем должна быть отражена информация обо всех закупках, которые заказчик предполагает осуществить с 2017 по 2019 год включительно. При этом заказчик имеет право внести изменения в уже утвержденный и размещенный план закупок при наличии обоснованной потребности. Планы закупок формируются и представляются государственными и муниципальными заказчиками в сроки не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям средств бюджета субъекта РФ (не позднее 1 августа — главным распорядителям средств местного бюджета).
План закупок включает в себя следующую информацию:
  • цель осуществления закупки;
  • наименование объекта закупки и его описание, а также объем закупаемых товаров, работ или услуг;
  • информацию об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги;
  • объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
  • сроки осуществления закупки;
  • обоснование закупки.
План-график закупок:
План-график закупок является инструментом детального планирования. Он составляется на основе плана закупок на один финансовый год и включает в числе прочего следующую информацию:
  • наименование и описание объекта закупки с указанием его характеристик, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы/оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара/работы/услуги, начальная (максимальная) цена контракта, обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена его выплата), этапы оплаты (если предусмотрено поэтапное исполнение и оплата контракта);
  • дополнительные требования (при их наличии) к участникам закупки и обоснование этих требований;
  • способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
  • дата начала закупки;
  • размер обеспечения соответствующей заявки участника закупки и исполнения контракта.
Нормирование закупок:
Механизм нормирования вступил в силу с 1 января 2016 года. Нормирование необходимо для исключения коррупционной составляющей в процедуре размещения заказов. Законодатель будет устанавливать требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг. Будут учитываться ограничительные нормативы, как по стоимости, так и по характеристикам. Для каждого чиновника будет определено конкретное количество канцтоваров, установлены нормы по услугам связи, оргтехники и т.д.
Предполагается, что в обсуждении правовых актов о нормировании в сфере закупок будет принимать участие общественность, так как локальные акты органов власти подлежат в обязательном порядке размещению на общедоступном информационном ресурсе, которым является общероссийский официальный сайт госзакупок www.zakupki.gov.ru.
Правительство РФ устанавливает общие правила нормирования закупок. В свою очередь, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации устанавливают свои правила нормирования в соответствии с установленными требованиями.
Обоснование закупок:
Эта процедура необходима для того, чтобы установить соответствие планируемой закупки целям ее проведения. Она применяется при формировании плана закупок и плана-графика:
1. При формировании плана закупок заказчик должен обосновать каждый объект закупки исходя из того, соответствует ли он целям и требованиям, которые предъявляются к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в т. ч. предельной цене).
2. При формировании плана-графика заказчик должен обосновать начальную (максимальную) цену контракта, способ определения поставщика, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.
ФАС России проводит оценку обоснованности закупок, осуществляя их мониторинг, аудит и контроль, по результатам которой они могут быть признаны необоснованными. Это является основанием для выдачи предписания на устранение допущенных нарушений, а также основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности по статье 7.29 КоАП РФ.
Идентификационный код закупки (ИКЗ):
С 1 января 2016 года почти все госзакупки, проводимые в рамках № 44-ФЗ, получат уникальный идентификационный код (ИКЗ). Благодаря ему информацию о сделке можно будет моментально найти на Официальном сайте закупок zakupki.gov.ru, на электронных площадках и других ресурсах, содержащих информацию о торгах.
Один код будет соответствовать одной закупке. Если закупка состоит из нескольких лотов, то каждому будет присвоен отдельный код. Будет ли единый код у всей многолотовой закупки, пока неясно.
Идентификационный код закупки представляет собой цифровой машиночитаемый код, состоящий из 36 знаков. В его состав включается следующая информация:
Любопытно, что цифровая структура кода имеет одно существенное ограничение. В той части, что касается количества размещаемых заказов, максимальное значение плана-графика равно 999, а плана – 9999. Это предельно допустимое количество закупок для одного заказчика в год и на 3 года соответственно.
Касаемо разряда 30-33, расширен перечень товаров, работ и услуг, закупаемых в электронной форме, а также вводится норма об обязательном применении кодов ОКВЭД2 и ОКПД2 при формировании планов закупок. На сайте economy.gov.ru размещены переходные ключи ОКДП-ОКПД2 и ОКВЭД-ОКВЭД2.
С 30 ноября 2015 года размещение новых планов закупок на 2016 год на ООС возможно только с использованием новых кодов ОКВЭД2 и ОКПД2. До 1 января 2016 года возможно внести изменения в ранее опубликованный на zakupki.gov.ru план закупок с использованием ОКДП и ОКВЭД, с 1 января все изменения – только с новыми кодами.