• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кому кризис ни по чем: чиновники тратили в 2015 году больше, чем в 2014

Такие данные предоставил Комитет гражданских инициатив, который провел соответствующее исследование по запросу телеканала «Дождь». Аналитики констатировали рост закупок госкорпораций на 30%, увеличение случаев госконтрактов, заключенных ввиду чрезвычайных ситуаций (по таким закупкам тендер проводить не требуется), обход чиновников запрета покупок дорогостоящих автомобилей путем их аренды, а также изобретение хитрых способов составления закупочной документации для недопуска к тендерам конкурентов.
Президент РФ Владимир Путин еще в январе 2015 года призвал госчиновников отказаться от закупок по завышенным ценам. Из-за санкций и падения цены на нефть Россия начала 2015 год в кризисном состоянии экономики. 9 месяцев спустя премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости экономии бюджетных денег «по всем фронтам» в соответствии экономическим возможностям страны. Сейчас правительство намерено секвестировать бюджет на 2016 год, урезав его на 10%.
Согласно исследованию информации, опубликованной на сайте госзакупок, в 2015 году госзаказчики провели по закону44-ФЗ (закон о контрактной системе госзакупок) тендеров на 8,5% большую сумму чем в прошлом году, потратив на 6,5 трлн рублей больше. Заказчики госкомпаний, закупающие товары, услуги и работы по закону223-ФЗ (закон о закупках юридических лиц), увеличили свои расходы на 29,9% - с 17,7 трлн в 2014 году до 23 с лишним трлн рублей — в 2015.
Аналитик Комитета гражданских инициатив (КГИ) Иван Бегтин отметил, что последние 6 лет в России объемы госзакупок только растут. В сравнение он привел кризисный период 2008-2009 годов, когда вместе с урезанием бюджета спал и объем закупок государственных учреждений, ведомств и компаний. Сейчас такой тенденции не наблюдается — наоборот, чиновники стали тратить еще больше государственных средств.
На что тратили чиновники бюджетные деньги в 2015 году
Согласно результатам исследования КГИ, на мебель чиновники потратили через систему госзакупок 15,6 млрд рублей (в 2014 году — только 13 млрд рублей). На аренду автомобилей рост объемов заметен с 2013 года, тогда на эту статью расходов пришлось 6,7 млрд рублей, в 2014 году — 13,7 млрд рублей, а в прошедшем 2015 — уже 16,9 млрд рублей.
В этом контексте стоит отметить и снижение трат в госзакупках 2015 года. За номера в гостиницах за прошедший год чиновники заплатили чуть меньше предыдущего годового периода — объем выделенных из бюджета средств снизился с 2 млрд рублей до 1,3 млрд рублей. Также снижение объемов закупок было зафиксировано в категории затрат на авиаперелеты (с 16,4 млрд рублей до 15,6 млрд рублей).
Как чиновники закупают автомобили
С начала 2016 года начало действовать правительственное постановление об ограничении сумм, выделяемых на закупки автомобилей для чиновников. Теперь главы федеральных госструктур не могут закупить машины дороже 2,5 млн рублей и мощностью, превышающей 200 лошадиных сил. В ограничивающий список попали и товары из категорий компьютеров и телефонов.
Любовь Соболь, юрист из Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), рассказала, что к вступлению в силу новых правил госзакупок чиновники успели подготовиться заранее. Они обходят ограничение сумм закупок автомобилей путем аренды транспортных средств. Бюджетные средства при этом тратятся куда большие, чем потребовалось бы на покупку авто. Например, Московская областная дума заказала себе 77 машин, которые будут возить парламентариев в 2016 году. На это ушло 239 млн рублей или в среднем по 3,1 млн за машину. Соболь отмечает, что за такие деньги дешевле было бы купить машины.
Антон Гетта, руководитель проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За честные закупки», считает самыми расточительными закупки топ-менеджеров госкорпораций. Они не скупятся ни на автомобили, ни на сувениры, ни на другие товары и услуги из категории «повышенного комфорта».
Госконтракт без конкурса и «слепые закупки»
В 2015 году аналитики отметили использование такого механизма обхода закона о госзакупках, как объявление закупки, проводимой для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (ЧП). В этом случае госзаказчик имеет право заключить госконтракт с выбранным исполнителем без проведения торговой конкурентной процедуры. Любовь Соболь приводит данные, согласно которым в Москве контракты по ликвидации ЧП заключаются ежедневно. Общий объем таких госконтрактов, заключенных по всей стране, достиг суммы 37 млрд рублей.
Иван Бегтин рассказал о применении в 2015 году уже известной практики «слепых» закупок. Но если раньше госзаказчики в целях исключить потенциальных конкурентов заранее выбранного поставщика меняли символы в электронной закупочной документации с русских на латинские (в таких случаях автоматическая система портала госзакупок не может найти нужный тендер по ключевым словам, введенным потенциальным поставщиком), то сейчас они меняют ОКПД (Общероссийский классификатор продукции). То есть, фирмы, пришедшие на электронную торговую площадку, не смогут найти такой тендер по классификации продукции. Примером можно привести тендер Минздрава, который закупил лекарство «Бортезомиб» за 3 млрд рублей, указав его ОКПД, относящийся к деревянной мебели для офиса.
Бегтин подытожил усугубляющуюся ситуацию с завышенными бюджетными тратами в системе госзакупок. Дело в том, считает аналитик, что сейчас чиновники просто не заинтересованы в экономии. В каждое госучреждение из бюджета поступает некая сумма на внутренние расходы, и если ведомство не растратит их все за плановый период, то будет вынуждена вернуть сэкономленные средства обратно в федеральный бюджет. Кроме того, нет в России и сколько-нибудь ощутимых наказаний за повышенные траты госслужащих— за покупку дорогой иномарки еще не уволили ни одного чиновника, отметил Бегтин.

http://torg94.ru/stat/6725.html