Forbes: закупки госкомпаний по 223-ФЗ далеки от конкурентных торгов
Редакторы издания "Forbes" изучили закупки госкомпаний России 2015 года. Несмотря на ужесточение регламентирующего их закона 223-ФЗ, подряды все больше заключаются с единственным исполнителем.
Распределение заказов госкомпаний по принципу «свой — чужой» ломает все реформы системы госзакупок, которые ведутся в России десятилетие, считают в Forbes. Цель реформы — повысить качество предоставления услуг, товаров и работ, закупаемых по системе госзакупок, а также снизить цены на них. Всего этого можно достичь, если государство и госкомпании будут проводить прозрачные закупочные процедуры по единым для всех правилам.
Стремление организовать конкурентные торги заметно и в сфере применения закона223-ФЗ (О закупках услуг, товаров и работ отдельными видами юридических лиц). В законодательство планируют внести правки о регулировании самого процесса корпоративных закупок.
Но все эти правила не дают должного эффекта — господряды и дальше распределяются в ручном режиме, а не с помощью конкурсных процедур. Журналисты Forbes связывают это с тем, что в России принято назначать на ключевые государственные посты проверенных и лояльных нынешнему руководству страны людей. То же происходит и с госконтрактами. Каждый из заключенных в формате «с единственным поставщиком» передавался «своему» исполнителю по резонной причине. Например, компания «Стройгазмонтаж» получила контракт на строительство моста в Крыму потому что согласилась взять на себя социальную ответственность, пренебрегая интересами бизнеса. Владелец компании-исполнителя Аркадий Ротенберг заявил в интервью, что взяв на себя поручительство за возведение моста, он многим пожертвовал и пошел на риск. Этот проект он назвал последним, которым «внес вклад в развитие страны».
Другие госкомпании тоже часто аргументируют выбор надежного поставщика как лучший, чем проведение конкурентных торгов. Ведь, замечают в РЖД и «Газпроме», на конкурс может прийти непонятно кто, начнет там демпинговать, возьмется и не сможет выполнить госконтракт, передав его на субподряд тому же «проверенному исполнителю».
Не против заказчики из госкомпаний и выбирать исполнителей из круга близких к президенту РФ людей. Таким образом они возлагают ответственность за выполнение контракта на Путина, ведь перед ним лично отчитываются руководители компаний о положении дел предприятий.
Исходя из вышесказанного, нельзя назвать систему госзакупок полноценной. Отношения с «проверенными» исполнителями у госкомпаний уходят далеко за пределы подписываемого гокнотракта, тут имеет важность личные отношения и доверие к исполнителю со стороны руководства государства.
Чем же такая система плоха? Тем, что в случае неисполнения обязательств «своего» подрядчика поступить с ним жестко будет непросто. Таких недостатков лишена система выстроенных институций прозрачных и конкурентых торов, которая в перспективе оказывается устойчивей ручного распределения тендеров. Но сейчас, видимо, время для принятия других решений.