• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ФАС и Минэкономики о строительных госзакупках: конкурс или аукцион?


ФАС и Минэкономики не могут найти общий язык в подходе к электронным аукционам по типовым объектам строительных госзакупок. В антимонопольной службе уверены, что электронные торги способны обеспечить прозрачность госзаказу, а в министерстве полагают, что там создаются риски демпинга.
Минэкономики направило составленный перечень аукционных закупок с разногласиями премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. ФАС, в свою очередь, снова опубликовала свой проект для общественного обсуждения, несмотря на блокировку инициативы ведомства после ее первой публикации.
Спор между госведомствами завязался на почве госзаказа на строительство объектов по типовым документациям — детсадов, школ, социального жилья. ФАС настаивает на том, что строительство объектов, проектная документация которых уже прошла экспертизу и используется госзаказчиком повторно, нужно проводить через электронные аукционы, которые отличаются прозрачностью своей процедуры. Минэкономики против такого подхода, там считают, что при поиске подрядчика на такие строительные проекты необходимо использовать более широкий спектр оценки претендентов, а электронные аукционы предлагают определять победителя только по минимальной цене. Также, на конкурсных процедурах есть возможность избежать откровенного демпинга и надавить на подрядчика, снизив цену на строительство, даже если она не соответствует указанной в типовой документации, добавляют представители министерства.
Вместе с тем, Минэкономики предложило заменить действующее сейчас правительственное распоряжение, в котором указан перечень услуг для закупок через электронные аукционы. Такая необходимость возникла ввиду отмены общероссийского классификатора продукции (ОКПД) и его замены на актуальный ОКПД-2. Из-за смены классификатора на обновленный более половины названий видов продукции были изменены. ФАС же не согласовала эту инициативу — антимонопольщики считают, что это даст возможность заказчикам использовать на конкурсах неадминистрируемый, субъективный, произвольно определяемый критерий весом в 40%, что снижает прозрачность торгов и повышает коррупционные риски.
Минэкономики подсчитало, что в 2015 году на строительный госзаказ пришлось порядка 2 трлн рублей, что составило 39% всех госзакупок. Солидная часть из них представляет строительство типовых объектов. ФАС оценила такие прошлогодние контракты в 1,1 трлн рублей.
Георгий Сухадольский, куратор рабочей группы по закупкам экспертного совета, работающего при правительстве, видит процедуру электронного аукциона как конкурс, направленный на минимизацию цены контракта. Но в этой высококонкурентной процедуре не учтены риски возможного срыва госконтракта и его социальные последствия. Не поддерживают ФАС в этом вопросе ни Минстрой ни крупнейшие госзаказчики, в том числе — из правительства Москвы и Московской области.
Противники ФАС отмечают, что антимонопольная служба пытается реанимировать раскритикованный закон о госзакупках94-ФЗ. Его отмена в свое время привела к потерям прибылей электронных торговых площадок (ЭТП). Представители Минэкономики уверены, что сначала нужно перевести все госзакупки в электронный формат, а потом уже совершенствовать их. Если же поступить как того хочет ФАС, то коррупционные риски сферы госзакупок перераспределятся с сегмента госзаказчиков на сегмент операторов ЭТП, так как те смогут зарабатывать на замораживании средств участников аукционов, внесенных в виде обеспечения выполнения госконтрактов. Специалисты объяснили, что на счетах электронных площадок деньги будут размещаться на трехнедельные депозиты. Их сумму можно представить по объему строительных госзакупок страны — исполнитель каждой из них должен будет предоставить ЭТП обеспечение в размере 10-20% от стоимости тендера или контракта.

http://torg94.ru/stat/6950.html